ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКОЕ АТЕЛЬЕ» (РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ) вид программы: общеразвивающая направленность: художественная рассчитана на младший дошкольный возраст (3-4 лет) срок реализации: 1 год автор-составитель: Юстус Ирина Рудольфовна, педагог дополнительного образования Карпинск 2021 СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи Программы Принципы и подходы к реализации Программы Ожидаемые результаты и способы их определения 3 5 6 7 2. 2.1. 2.2. Содержательный раздел Структура Программы План и содержание Программы занятий 8 9 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. Организационный раздел Условия реализации Программы Использованные технологии в Программе Используемые материалы Список используемой литературы 2 15 15 17 17 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Творческое ателье» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки: формирование творческого развития в изобразительной деятельности» автор И.А. Лыкова. Данная Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ; Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодежи» от 26.02.2021 г. № 136-д); Уставом МАДОУ «Умка»; Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАДОУ «Умка». Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. 3 Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственнотрудовое, физическое). Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Актуальность Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического творческого особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Практическая значимость Программы Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Педагогическая целесообразность Программы Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных 4 наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой Программе: Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях через использование различных изотехник. Новизной и отличительной особенностью Программы «Творческое ателье» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. 1.2. Цели и задачи Программы Цель Программы: Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. 5 Задачи программы Развивающие: Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные: Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные: Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. 1.3. Принципы Программы 1. Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал). 2. Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении). 3. Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному). 4. Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей). 5. Связи теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед, подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни). 6. Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи). 7. Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей). В работе используются следующие методы обучения: Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия). 6 Словесный (беседы, рассказ, объяснение). Практические упражнения. Стимулирующий метод (похвала, одобрение, поощрение). благодарность, Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, 3-4 года. Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения – 12 час в неделю, согласно расписанию, – 18 учебных часов в течение полугодия. Продолжительность занятий: в группе детей 3-4 лет - 15 минут. Форма и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей наполняемость от 8 до 10 человек. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения с применением дифференцированного подхода к детям. 1.4. Ожидаемые результаты и способы их определения. После освоения Программы ребенок: имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами; знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их; передает различие предметов по величине; ритмично наносит штрихи, пятна; рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья); рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор); создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок); знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками; украшает изделие, используя фломастеры, карандаши. Уровни освоения Программы Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок охотно и с устойчивым, ярко выраженным интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве 7 и в повседневном быту (в игрушках, одежде, упаковке и др), хорошо сопоставляет название основных и промежуточных цветов с самими цветами, правильно держит инструменты (карандаши, фломастеры, мелки, кисть). Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, определяет только основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером). Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу, не выражает свое отношение к ее процессу и результату; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер). Формами подведения итогов реализации данной Программы являются: - диагностика уровня художественно-творческого развития детей; - тематические выставки; - открытые занятия для родителей. 2. Содержательный раздел 2.1. Структура занятий Программы Часть 1. Вводная Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок и т.д. Часть 2. Продуктивная На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. 8 Элементы занятий: элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста); игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура). Умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.). рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового. Часть 3. Завершающая Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно-ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия. В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей. 2.2. План и содержание Программы Учебный (тематический) план № Название темы Количество часов Всего Теория Практика 0,5 0,5 - 1 Диагностика «Ладошка правая, ладошка левая» 2 «Мухомор» 1 0,2 0,8 3 «На пеньке опять выросло 5 опят» 1 0,2 0,8 4 «Золотые листочки» 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 5 6 «Желтые и красные яблоки» «Овощи в корзинке» 9 Формы контроля Вводный мониторинг Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ 7 «Мои рукавички» 1 0,2 0,8 8 «Елочка пушистая, нарядная» 1 0,2 0,8 9 «Зимние узоры» 1 0,2 0,8 10 «Снеговики» 1 0,2 0,8 11 «Метель» 1 0,2 0,8 12 «Кораблик в море» 1 0,2 0,8 13 «Чашка для мамы» 1 0,2 0,8 14 «Наряды для наших мам» 1 0,2 0,8 15 «Чудо -цветы» 1 0,2 0,8 16 «Носит одуванчик желтый сарафанчик» 1 0,2 0,8 17 «Салют» 1 0,2 0,8 18 «Коровки на лужайке» совместное с родителями 1 0,2 0,8 0,5 0,5 - 18 4,2 13,8 Диагностика «Выявление уровня художественного развития» Всего деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности Анализ деятельности родителями Формирование портфолио детских работ Содержание тем Программы Диагностика «Ладошка правая, ладошка левая» Выявление уровня художественного развития детей на начало года. Учить обмакивать ладошку в краску или наносить пальчиком правой руки краску на левую ладошку и делать отпечаток в «окошке» слева: пальчиком левой руки наносить краску на ладошку правой руки и делать отпечаток справа. Предварительная работа и материалы Альбомы, на листе 2 «окошка», пальчиковые краски (по 2 цвета для каждого ребёнка), салфетки. 10 Нетрадиционная техника Рисование ладошкой «Мухомор» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Предварительная работа и материалы Вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой; гуашь белого цвета, салфетки, иллюстрации мухоморов. Нетрадиционная техника Рисование пальчиками «На пеньке опять выросло 5 опят» Соединение в одном рисунке рисование ладошкой и пальчиками. Отпечаток ладошке делаем в центре альбомного листа. Дальше смело включаем фантазию и дорисовываем картину: шляпки гриба, пенёк, травку. Предварительная работа и материалы Краски тёплых осенних цветов и оттенков. Листы бумаги. Салфетки. Нетрадиционная техника Рисование ладошкой «Золотые листочки» Познакомить детей с нетрадиционной техникой оттиском и печатью. Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Развивать чувство цвета и композиции. Предварительная работа и материалы Белая бумага. Гуашь. листья, кисти, стаканчики с водой, подставки, салфетки. Нетрадиционная техника Оттиск листьями «Желтые и красные яблоки» Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, ластиком (тыльной стороной карандаша), показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки Предварительная работа и материалы Краски, матрицы из яблок. Силуэт банки, вырезанный из оттенков светложелтой бумаги. Нетрадиционная техника Печатание матрицей из яблок «Овощи в корзинке» 11 Учить рисовать овощи (огурец, кабачок, морковь, свёкла, лук) с помощью поролонового тампона, гуаши и кисти. Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску к овощу. Предварительная работа и материалы Игра на вкус «Что ты съел?» Гуашь, палитра, вода, кисть, поролоновый тампон, альбомный лист с корзинкой, картинки овощей с карточками цветов. Нетрадиционная техника Рисование с помощью трафаретов и поролонового тампона. «Мои рукавички» Формировать умение детей украшать форму узорами. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Предварительная работа и материалы Лист вырезан в форме рукавички. Палитра, гуашь, печатки из пробок. Нетрадиционная техника Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками. «Елочка пушистая, нарядная» Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Предварительная работа и материалы Бумага, гуашь, кисти, стаканчики с водой, подставки, салфетки. Нетрадиционная техника Тычки жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками. «Зимние узоры» Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью клея Предварительная работа и материалы Тонированная бумага, гуашь, кисть, стаканчики с водой, подставки, салфетки, соль. Нетрадиционная техника Клееграфия «Снеговики» Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. 12 Предварительная работа и материалы Гуашь, кисть, стаканчики с водой, подставки, ватные палочки, салфетки. Нетрадиционная техника Сочетание разных техник (комкание бумаги, скатывание). «Метель» Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить активно использовать в работе обе руки. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Предварительная работа и материалы Лист бумаги синего цвета с изображением леса, нить №10, белая гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации. Нетрадиционная техника Рисование ниточкой «Кораблик в море» Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Учить дополнять изображение деталями. Приучать к аккуратности в работе. Предварительная работа и материалы Альбомный лист с нарисованным контуром кораблика, репродукции, иллюстрации или игрушка. Гуашь разных цветов. Нетрадиционная техника Симметричная монотипия «Чашка для мамы» Знакомить детей с понятием симметрия. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию. Предварительная работа и материалы Бумага, акварель, кисть, стаканчики с водой, подставки, салфетки. Нетрадиционная техника Симметричная монотипия. «Наряды для наших мам» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для мам. Предварительная работа и материалы Вырезанные из бумаги силуэты платьев, ватные палочки, гуашь разноцветная в чашечках, салфетки, иллюстрации. 13 Нетрадиционная техника Рисование ватными палочками. «Чудо -цветы» Уточнять представления об окружающем мире. Знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их. Закреплять умение рисовать ладошкой. Предварительная работа и материалы Тонированный фон, гуашь, кисти, подставки, салфетки. Нетрадиционная техника Рисование ладошкой «Носит одуванчик желтый сарафанчик» Продолжать знакомить детей с техникой тычкования жёсткой, полусухой кистью. Учить использовать создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Предварительная работа и материалы Листы бумаги светло-зеленого цвета, жесткая кисть, гуашь желтого цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации. Нетрадиционная техника Тычок жёсткой полусухой кистью «Салют» Познакомить детей с техникой тычкования жесткой, полусухой кистью. Учить равномерно наносить тычки по всей поверхности листа. Предварительная работа и материалы Тонированная бумага, слегка разведенная гуашь, щетинные кисти, подставки, салфетки, иллюстрации Нетрадиционная техника Метод тычка (рисование щетинной кистью). «Коровки на лужайке» совместное с родителями Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Предварительная работа и материалы Божьи коровки без точек на спинках, чёрная гуашь в мисочках, ватман, салфетки. Нетрадиционная техника Рисование пальчиками 14 3. Организационный раздел 3.1. Условия реализации Программы Общая характеристика педагогического процесса Занятия входят в систему дополнительного образования во второй половине дня в условиях детского сада. Занятия проходят в меблированной кружковой студии (детский стул – 10 шт., детский стол – 10 шт., раковина для мытья рук, шкафы для хранения материалов, канцелярских товаров). Курс рассчитан на детей 3 - 4 лет. Продолжительность обучения - 1 год. Общий объём материала рассчитан по 18 занятий в течение одного полугодия (1-2 занятия в неделю). Продолжительность занятия для детей 3 - 4 лет – 15 минут. Основная форма работы – групповая. 3.2. Используемые технологии в Программе Использование на занятиях здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр со словами, гимнастики для глаз, физкультминуток, динамических пауз. А также нетрадиционных техник рисования: Рисование ладошкой Способ рисования: На ладонь ребенка наносится специальная краска. Затем ребенок учится технике печатания ладошкой и дополняет свое изображение деталями. Задачи: обучение новым приемам рисования и развития умения экспериментировать; органично чувствовать изобразительный материал, его свойства вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя; осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство; развитие мелкой моторики рук. Рисование пальчиками Способ рисования: Ребенок окунает пальчики в краску и учится рисовать, распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии, точки или предметы. Задачи: учить рисованию пальчиками, распределяя отпечатки по всему листу; учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы; 15 развитие мелкой моторики рук. Оттиск поролоном или скомканной бумагой Способ рисования: Поролоновый тампон (или скомканная бумага) окунается в краску. Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или скомканной бумагой на силуэте предмета. Задачи: развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных, птиц, деревьев; развивать творческие способности; формировать чувство ритма. Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой) Способ рисования: На сухую кисть или ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции. Задачи: познакомить и закрепить технику рисования «тычком»; развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов, снега; развитие творческих способностей; формировать чувство ритма и композиции при украшении обоев, одежды и различных росписей (дымковская, хохломская роспись), или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов. Распыление краски на лист бумаги Способ рисования: На ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску. Сложность техники: Из-за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до начала занятия и, по необходимости, во время работы. Точечный рисунок Способ рисования: Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты (или ватная палочка) и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка. 16 3.3. Используемые материалы Акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролон; трубочки коктейльные; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти. 3.4. Список используемой литературы 1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. 2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КарапузДидактика, 2006. 3. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия… Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Карапуз, 2008. 4. Лыкова И.А. Педагогическая диагностика. Генезис изобразительной деятельности детей 1-7 лет. 5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Карапуз, 2008. 17