Положение о психолого-педагогическом консилиуме ППк в МАДОУ "Умка"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Умка»
624930 Свердловская область, г. Карпинск, ул. Луначарского, д. 96,
тел. (34383) 9-02-00 e-mail: sad_umka@ekarpinsk.ru
Принято на
педагогическом совете
МАДОУ «Умка»
Протокол № 1 от 23.08.2021 г.
Согласовано с Родительским
комитетом
Протокол № 1 от 27.08.2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-педагогическом консилиуме в ДОУ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме в ДОУ (далее –
Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ с изменениями на 2 июля 2021 года
(ст. 42), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013
года №1082 «Об утверждении положения о психолого–медико-педагогической комиссии»
(далее – ПМПк), Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от
09.09.2019 года №Р-93 «Об утверждении Примерного Положения о психологопедагогическом консилиуме образовательной организации», письмом Минобразования
России от 27.03.2000 года №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме
образовательного учреждения», Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о психолого-педагогическом консилиуме в детском саду определяет
цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума, а также его структуру и
режим деятельности, описывает алгоритм проведения обследования и содержание
рекомендаций консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанников, устанавливает права и обязанности участников консилиума, устанавливает
перечень документации психолого-педагогического консилиума в дошкольном
образовательном учреждении.
1.3. Психолого-педагогический консилиум (далее – Консилиум) в своей деятельности
руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и Законами Российской
Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления
образования, Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность ДОУ.
1.4. Консилиум является одной из организационных форм совместной деятельности
специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, направленной на

решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых
образовательных потребностей воспитанников и определения стратегии оказания
психолого-педагогической помощи как в самом дошкольном образовательном учреждении,
так и за его пределами.
1.5. Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного представления об
отдельном воспитаннике, группе, которое складывается из профессиональных мнений
(суждений) педагогов и специалистов сопровождения, а также участников образовательной
деятельности, заинтересованных в успешном воспитании, обучении и развитии детей.
2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума в ДОУ
2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка системы психологопедагогической помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основной
образовательной программы, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных
возможностей детского сада и в соответствии с особыми образовательными потребностями,
возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья детей.
2.2. Задачами деятельности Консилиума дошкольного образовательного учреждения
являются:
•
организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики
воспитанника с использованием современных диагностических методик, направленных на
выявление актуального уровня развития детей, а именно: особенностей сенсомоторного
развития, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы, уровня
развития речи, и определение потенциальных возможностей воспитанников;
•
выявление детей, не проходивших ПМПк, но, тем не менее, нуждающихся в
дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных
специалистов для успешной адаптации и воспитания; организация работы с родителями
таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ПМПк;
•
определение характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях ДОУ;
•
подбор
дифференцированных
психолого-педагогических
технологий
сопровождения, необходимых для коррекции недостатков развития и реализации
программы сопровождения;
•
содействие созданию специальных условий воспитания детей с ОВЗ и
инвалидностью в соответствии с заключением ПМПк;
•
отслеживание динамики развития воспитанника и эффективности реализации
программ коррекционно-развивающей работы;
•
координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов
работы по сопровождению воспитанников;
•
разработка рекомендаций воспитателям и другим педагогам для обеспечения
индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в образовательной
деятельности;
•
подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального
развития воспитанника, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также
характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ПМПк (Приказ

Минобразования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года №1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», п. 15).
2.3. Психолого-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения
выполняет следующие функции:
•
экспертно-диагностическая – определяет качество, комплексность, всесторонность
и достоверность диагностики развития воспитанника, трудностей в усвоении основной
образовательной программы, социальной адаптации на разных возрастных этапах;
•
аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом глубокого,
системного и всестороннего анализа первичной информации о воспитаннике и результатах
обследования на Консилиуме;
•
методическая – реализуется через формирование и использование пакетов
стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного возраста
в условиях Консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования воспитанника,
к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности
Консилиума;
•
функция сопровождения заключается в проектировании программы сопровождения
и оценке эффективности психолого-педагогической помощи;
•
социально-адаптивная – предполагает защиту интересов воспитанника и его семьи,
оказание поддержки при включении воспитанника в образовательную деятельность.
3. Структура психолого-педагогического консилиума в ДОУ
3.1. Консилиум создаётся приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением на текущий учебный год. Общее руководство Консилиума возлагается на
заместителя заведующего по ВМР. Приказом заведующего детским садом утверждается
положение о Консилиуме, его состав, график работы, формы документов, председатель из
числа административно-управленческого состава и секретарь.
3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя Консилиума или
лица, исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит заместитель
заведующего по ВМР, воспитатели с дополнительной квалификацией «Педагог-психолог»,
воспитатели с дополнительной квалификацией «Воспитатель дошкольных учреждений для
детей с недостатками речевого развития» и (или) прошедшие обучение по программе
дополнительного образования «Особенности организации образовательной деятельности с
детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО».
3.3. На заседание Консилиума приглашаются воспитатели, педагоги (музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре), работающие с конкретными
воспитанниками.
3.4. Документы Консилиума, включая карты развития воспитанников, получающих
психолого-педагогическое сопровождение, хранятся у председателя Консилиума и
выдаются педагогическим работникам при необходимости.
3.5. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол Консилиума оформляется не
позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми
участниками заседания Консилиума.

3.6. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с установлением
ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в протоколе заседания.
3.6. Коллегиальное решение Консилиума, содержащее обобщенную характеристику
воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения,
фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми членами Консилиума в день
проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими
рекомендациями, которые являются основанием для реализации психологопедагогического сопровождения обследованного ребенка.
3.7. Коллегиальное заключение Консилиума доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных
представителей) воспитанника с коллегиальным заключением Консилиума они выражают
свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения Консилиума, а
образовательная деятельность осуществляется по ранее установленной образовательной
программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
3.8. Коллегиальное заключение Консилиума доводится до сведения педагогических
работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих
в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после
проведения заседания.
3.9. При направлении воспитанника на психолого-медико-педагогическую комиссию
оформляется Представление Консилиума. Представление Консилиума на воспитанника для
предоставления на ПМПк выдается родителям (законным представителям) под личную
подпись.
3.10. Председатель Консилиума:
•
организует планирование, утверждает годовой план работы Консилиума и
обеспечивает систематичность его заседаний;
•
возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психологопедагогического сопровождения на специалистов сопровождения;
•
координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психологопедагогического сопровождения воспитанника, его родителей (законных представителей),
педагогического коллектива ДОУ, взаимодействие между дошкольным образовательным
учреждением и социальными партнерами (в том числе при отсутствии необходимых
кадровых ресурсов);
•
обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий,
предусмотренных
программой
психолого-педагогического
сопровождения
и
рекомендациями Консилиума.
3.11. Секретарь Консилиума:
•
ведет отчетную и текущую документацию Консилиума;
•
оповещает педагогов, родителей (законных представителей), приглашенных на
заседание, о дате, месте и времени его проведения;
•
ведет протокол заседания Консилиума;

•
координирует взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими организациями (при
необходимости).
3.12. Члены Консилиума:
•
организуют диагностику для определения уровня актуального развития ребенка,
выявления причин и механизмов трудностей в воспитании, отклонений в развитии и
поведении;
•
определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы,
а также формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей)
по созданию оптимальных условий воспитания, обучения, адаптации и социализации
детей;
•
участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического
сопровождения.
3.13. Ведущий специалист (воспитатель или другой специалист) утверждается на весь
период сопровождения приказом заведующего ДОУ:
•
организует подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям
Консилиума;
•
выявляет трудности, которые испытывает воспитанник в различных педагогических
ситуациях, в общении со сверстниками;
•
предоставляет информацию об индивидуальных потребностях воспитанника в
организации режимных моментов, образовательной деятельности, общения и
самочувствии;
•
координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график работы,
встречи, консультации) с родителями (законными представителями) воспитанника;
•
отслеживает динамику развития воспитанника и эффективность оказываемой ему
психолого-педагогической помощи;
•
доводит обобщенную информацию до сведения специалистов Консилиума на
плановых заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем
воспитанника на внеплановых заседаниях.
3.14. Воспитатели, работающие с сопровождаемым воспитанником:
•
исполняют рекомендации ПМПк и Консилиума при организации образовательной
деятельности, учитывают его индивидуальные особенности;
•
соблюдают
специальные образовательные
условия,
необходимые для
сопровождаемого воспитанниками (организация рабочего места, вспомогательные и
технические средства, специальный дидактический материал, оценивание достижений,
темп и объем выполнения заданий и др.);
•
участвуют в формировании толерантных установок воспитанников и родителей
(законных представителей) к особенностям сопровождаемого воспитанника.
4. Режим деятельности Консилиума
4.1. Периодичность проведения заседаний Консилиума определяется запросом ДОУ на
обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в
графике проведения заседаний.
4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые.

4.3. Плановые заседания Консилиума проводятся в соответствии с графиком проведения,
но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики воспитания, обучения и
коррекции, внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по
организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся:
•
при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом
сопровождении;
•
при отрицательной (положительной) динамике воспитания, обучения и развития
воспитанника;
•
при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие
воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей)
воспитанника, педагогических сотрудников дошкольного образовательного учреждения;
•
с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
4.5. При проведении Консилиума учитываются результаты освоения содержания
образовательной программы, комплексного обследования специалистами Консилиума,
степень социализации и адаптации воспитанников. На основании полученных данных
разрабатываются рекомендации для участников ДОУ по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников.
4.6. Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно.
4.7. Специалисты, включенные в состав Консилиума, выполняют работу в рамках
основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с
планом заседаний Консилиума, а также запросами воспитанников на обследование и
организацию комплексного сопровождения воспитанника.
4.8. Специалистам Консилиума за увеличение объема работ устанавливается доплата,
размер которой определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.
5. Проведение обследования
5.1. Процедура и продолжительность обследования Консилиума определяются, исходя из
задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных
особенностей обследуемого воспитанника.
5.2. Обследование воспитанника специалистами Консилиума осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с письменного
согласия родителей (законных представителей).
5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем Консилиума заблаговременно
информирует членов Консилиума о предстоящем заседании, организует подготовку и
проведение заседания Консилиума.
5.4. На период подготовки к Консилиуму и последующей реализации рекомендаций
воспитаннику назначается ведущий специалист (воспитатель или другой специалист).

Ведущий специалист представляет воспитанника на Консилиум и выходит с инициативой
повторных обсуждений на Консилиуме (при необходимости).
5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации. На заседании Консилиума обсуждаются результаты
обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение
Консилиума.
5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении
результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного
обследования специалистами Консилиума, степени социализации и адаптации
воспитанников.
6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психолого-педагогического
сопровождения воспитанников
6.1. Рекомендации Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения
детьми с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют
рекомендации ПМПк и могут включать в том числе:
•
разработку адаптированной образовательной программы дошкольного образования;
•
разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
•
адаптацию учебных материалов;
•
разработку инструментария по оценке достижений планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы;
•
внесения изменений в коррекционные мероприятия по итогам мониторинга
результатов коррекционно-развивающей работы с воспитанником;
•
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
ДОУ.
6.2. Рекомендации Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия
воспитания, обучения и развития, требующие организации воспитания и обучения по
индивидуальному образовательному маршруту, медицинского сопровождения, в том
числе:
•
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня
(снижение двигательной нагрузки);
•
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
•
снижение объема обучающих занятий;
•
предоставление услуг тьютора (помощника), оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь;
•
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
дошкольного образовательного учреждения.
6.3. Рекомендации Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанника, испытывающего трудности в освоении основной образовательной
программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации могут включать в
том числе:

•
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с воспитанниками;
•
разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
•
адаптацию учебных материалов;
•
разработку индивидуальной профилактической программы в отношении
воспитанника с девиантным поведением;
•
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
ДОУ.
7. Права и обязанности участников Консилиума
7.1. Родители (законные представители) воспитанника имеют право:
•
присутствовать при обследовании воспитанника, принимать участие в заседании
Консилиума при обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной
программы, степени его социализации и адаптации;
•
знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением;
•
вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных
условий;
•
получать консультации специалистов Консилиума по вопросам реализации мер,
необходимых для разрешения трудностей в развитии, воспитании, обучении, адаптации,
включая определение видов, сроков оказания психолого-педагогической помощи;
•
получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности
Консилиума.
7.2. Родители (законные представители) обязаны:
•
неукоснительно следовать рекомендациям Консилиума (в ситуации согласия с его
решениями);
•
обеспечивать посещение воспитанникам коррекционно-развивающих занятий и
курсов специалистов сопровождения.
7.3. Специалисты Консилиума обязаны:
•
руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими
принципами, подчиняя их исключительно интересам детей и их семей;
•
применять в своей деятельности современные психолого-педагогические подходы в
воспитании, обучении, развитии и социализации воспитанников;
•
не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития воспитанника сведения об
изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического
сопровождения;
•
соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное
разглашение сведений о детях и их семьях.
7.4. Специалисты Консилиума имеют право:
•
иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения воспитанников,
испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной
адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в
документации Консилиума;

•
представлять и отстаивать свое мнение об особенностях воспитанников и
направлениях собственной деятельности в качестве представителя дошкольного
образовательного учреждения при обследовании ребенка на ПМПк.
8. Документация Консилиума в ДОУ
8.1. В перечень документации психолого-педагогического консилиума в дошкольном
образовательном учреждении входит:
•
приказ о создании Консилиума с утвержденным составом его специалистов;
•
Положение о Консилиуме в ДОУ;
•
график проведения плановых заседаний Консилиума на учебный год;
•
журнал учета заседаний Консилиума и воспитанников, прошедших Консилиум;
•
журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического
консилиума;
•
журнал направлений воспитанников на ПМПк;
•
протоколы заседания Консилиума;
•
карта
развития
воспитанника,
получающего
психолого-педагогическое
сопровождение:
•
результаты комплексного обследования специалистов Консилиума;
•
представление воспитанника на ПМПк;
•
коллегиальные заключения Консилиума;
•
карта индивидуальных достижений;
•
согласие родителей (законных представителей) на обследование и психологопедагогическое сопровождение.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с
родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».