Положение о взаимодействии с семьями воспитанников МАДОУ "Умка"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Умка»
624930 Свердловская область, г. Карпинск, ул. Луначарского, д. 96,
тел. (34383) 9-02-00 e-mail: sad_umka@ekarpinsk.ru
Принято на
педагогическом совете
МАДОУ «Умка»
Протокол № 1 от 23.08.2021 г.
Согласовано с Родительским
комитетом
Протокол № 1 от 27.08.2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о взаимодействии с семьями воспитанников
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников разработано в
соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки
России № 1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным законом
№ 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 2
июля 2021 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом дошкольного
образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о взаимодействии с семьями воспитанников является локальным
нормативным актом ДОУ и вводится в целях организации новых форм работы с родителями
(законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского
развития в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм взаимодействия ДОУ с семьей,
работы с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС
ДО, вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство детского
развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором
которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ (ДОО) с семьей определяет
концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи,
принципы, механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения
комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников
дошкольного образовательного учреждения.

1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с
семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного
образовательного учреждения с семьей, документацию, регламентирует контроль
осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
•
работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников;
•
повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
•
изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
•
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
•
создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность;
•
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов
дошкольного образовательного учреждения;
•
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
•
организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
•
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного
образовательного учреждения;
•
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимной поддержки;
•
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране
и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
•
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
•
осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей)
по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования
(в случае его организации)
•
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических
возможностях;
•
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к
традиционной культуре;

•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
•
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей
и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
•
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
•
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
•
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей
(законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания:
физического,
социально-коммуникативного,
художественно-эстетического,
познавательного, речевого, технического развития детей;
•
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения
с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
•
принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
•
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов индивидуального
взаимодействия;
•
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка.
•
принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
•
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых
факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду
эмоционально-благоприятной атмосферы;
•
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
•
принцип доброжелательности всех участников содружества;
•
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения не допускается
никакого принуждения).
•
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота,
познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов
художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к
традиционной культуре;
•
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми
(родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
•
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка
и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
•
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».

4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного
образовательного учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед
детским садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:
•
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
•
группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
•
составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
•
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
•
целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной
цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
•
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
•
конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и
семьи:
•
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
•
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
•
одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
•
обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
•
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к
ценностям традиционной культуры;
•
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников:
доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
•
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
•
посещение семей на дому;
•
анкетирование;
•
наглядная пропаганда педагогических знаний;

•
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача
памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинарыпрактикумы; презентации опыта работы;
•
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
•
круглые столы;
•
деловые игры;
•
тренинги;
•
почта доверия;
•
семейные проекты;
•
творческие проекты;
•
тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
•
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по
самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок
детей);
•
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
•
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по
подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные
методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
•
методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
•
методы организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);
•
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении, формирование
партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей)
воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
•
создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной
поддержки;
•
переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и
поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей,
взаимопроникновение в проблемы друг друга;
•
соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
•
тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и
понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.

5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными
структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой,
городской библиотекой, спортивной школой, краеведческим музеем, другими
дошкольными образовательными учреждениями.
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной
программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц,
вовлечённых в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы
дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с
родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее
реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к
воспитателям, заместителю заведующего по ВМР, заведующему ДОУ, как показатель роста
педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их
совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях,
семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном
учреждении.

7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
•
планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;
•
учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при
планировании содержания мероприятий;
•
разнообразие планируемых форм работы;
•
планирование работы по повышению профессиональной компетентности
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
•
разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в
вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих
группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
•
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с
семьями воспитанников;
•
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в
дошкольном образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
•
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд,
потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
•
разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
•
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
•
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со
стороны родителей);
•
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при
организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации
основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного образовательного
учреждения в соответствии с настоящим Положением.
8.3. Заместитель заведующего по ВМР в рамках контроля имеет право:
•
посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием
об этом воспитателя;
•
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
•
привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.)
в дошкольном образовательном учреждении.

8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития
партнерства является Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган управления, в состав
которого избираются работники дошкольного образовательного учреждения, родители,
представители Учредителя.
8.5. Совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия:
•
определение основных направлений развития дошкольного образовательного
учреждения;
•
организация работы по защите прав и интересов участников образовательных
отношений;
•
контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в
детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
•
поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному
развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
•
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками
образовательных отношений в случаях, когда это необходимо.
9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное
содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями
воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
•
планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по
дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
•
протоколы групповых родительских собраний;
•
конспекты мероприятий;
•
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
•
протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей
деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников принимается
на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.

10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».