ДОП: Логоритмика для малышей

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
(РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В
СОЧЕТАНИИ СО СЛОВОМ И МУЗЫКОЙ)

вид программы: общеразвивающая
направленность: социально-педагогическая
рассчитана на младший дошкольный возраст
(5 - 8 лет)
срок реализации: 2 года
автор-составитель:
Разгон Екатерина Вафеевна, музыкальный
руководитель

Карпинск
2021

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы
Уровни освоения Программы
Принципы и подходы к реализации Программы
Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики, в том числе характеристики особенностей
развития дошкольного возраста
Отличительные особенности Программы

2.
2.1.
2.2.
2.3.

Содержательный раздел
Структура Программы
План и содержание Программы занятий
Эффективность использования Программы

3.
3.1.
3.2.

Организационный раздел
Условия реализации Программы
Обеспечение методическими материалами и средствами
обучения по Программе
Список используемой литературы

3.3.

2

3
4
5
6
7
9
10
12
28
30
30
31

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Логоритмика для
малышей»
(далее
Программа)
имеет
социально-педагогическую
направленность.
Данная Программа разработана в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Приказом Минпросвещения
России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от
30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ № 28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; «Требованиями к
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для
включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец молодежи» от 26.02.2021 г. № 136-д); Уставом
МАДОУ «Умка»; Положением о дополнительных общеразвивающих
программах и порядке их утверждения в МАДОУ «Умка».
С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными
нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны
родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение
частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагоги вынуждены
искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической
коррекции, сочетающей исправление нарушений речи с развитием сенсорных и
двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической
ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в
звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного
запаса.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых
различные движения сочетаются с произнесение специального речевого
материала. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует
3

формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления,
коммуникативных качеств.
Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических
особенностей детей старшего дошкольного возраста.
В основе положены программы Ю.О. Филатовой «Логориткика» и М.Ю.
Картушиной «Логоритмика для малышей».
1.2.

Цели и задачи Программы
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики.
Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства
логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее
основой являются речь, музыка и движение.
Основная цель программы - коррекция и профилактика имеющихся
отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и
движения.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
1. Оздоровительные:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций;
- развитие дыхания.
2. Образовательные:
- формировать умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
3. Воспитательные:
- воспитание и развитие чувства ритма;
- воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи
ритмическую выразительность;
- воспитывать положительные личностные качества у дошкольников
(коллективизм, дисциплину);
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
4. Коррекционные:
4

- укрепления мышц органов артикуляторного аппарата;
- развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;
- развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям
детей;
- развития голоса;
- развития дыхания;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов.
1.3.

Уровни освоения Программы

Низкий (ознакомительный)
Не умеет технически точно, легко и выразительно выполнить основные и
имитационные движения. Поверхностный интерес к танцу, ритмике. Не
предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. Плохо
развито слуховое внимание и фонематический слух. Не согласовывает
движение с музыкой и речью. Неуместность мимических и вокально-речевых
реакций. Не чувствует смену настроения музыки, ошибается в определении
динамики, темпе. Не развито диафрагмальное и речевое дыхание. Невнятная
речь.
Достаточный (базовый)
Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет творческой
активности в создании музыкально-двигательных образов. Интерес к
исполнению плясок, игр и упражнений неустойчивый. Сдержанность или
отсутствие мимических и вокально-речевых реакций. Недостаточно хорошо
чувствует смену настроения музыки, порой ошибается в определении динамики,
темпе и ритме. Недостаточно хорошо развито слуховое внимание и
фонематический слух. Согласовывает движение с музыкой и речью с помощью
взрослого. Слабо развито диафрагмальное и речевое дыхание, дикция.
Оптимальный (продвинутый)
Прочно и технично владеет музыкально-ритмическими навыками.
Проявляет творческое отношение к исполнению плясок, игр и упражнений.
Чувствует смену настроения музыки, динамику, темп и ритм. Хорошо развито
слуховое внимание и фонематический слух. Уместность мимических и
вокально-речевых реакций. Способен согласовывать движение с музыкой и
речью. Хорошо развито диафрагмальное и речевое дыхание, дикция.
Следует отметить, что логопедическая ритмика является неотъемлемой
частью логопедической методики. С помощью логоритмики можно в доступной
5

и интересной для дошкольников форме развить у детей общие речевые навыки,
такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность и т.д. В ходе
музыкально-дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические
и голосовые (фонопедические) упражнения.
Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается
разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать
одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников,
вводя их с самого детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости,
прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.
Уровень освоения Программы определяется:
 Сформированностью знаний по лексическим темам.
 Сформированностью умений выполнять движения в соответствии со
словами.
 Сформированностью правильного речевого и физиологического дыхания.
 Способностью правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в
слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
 Способностью выполнить оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж
лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
 Способностью ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении.
 Улучшением показателей слухового, зрительного, двигательного
внимания, памяти.
 Положительными результатами диагностик музыкальных и творческих
способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети
внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере
и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на
музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки,
танцевальные и общеразвивающие движения).
 Улучшением результатов диагностик развития речи.
 Воспитанием у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о
своем здоровье и здоровье окружающих.
1.4. Принципы и подходы к реализации Программы
1. Принцип
научности.
Подкрепление
всех
коррекционных
и
оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
апробированными методиками.
6

2. Принцип систематичности. Системность и постепенность заключается в
непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса,
способствует перестройке сердечно-сосудистой системы, дыхательной,
двигательной, речедвигательной, сенсорной систем.
3. Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков.
Только многократные систематические повторения способствуют
образованию здоровых двигательных стереотипов. Логоритмическая
работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы
взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип сознательности и активности. Сознательное и активное
отношение к выполняемым заданиям.
5. Принцип наглядности. Показ выполняемого задания.
6. Принцип доступности и индивидуализации. Предусматривает учёт
возрастных особенностей, речевых и двигательных возможностей.
7. Принцип постепенного повышения требований. Переход к новым,
более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере
закрепления формирующихся навыков.
1.5. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в
том числе характеристики особенностей развития дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 5 - 8 лет
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата
достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного
языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается
правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.
В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются
умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны
говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются пользоваться
умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счет
длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты
эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма,
прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии
проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.
Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с
соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все
шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут
быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование:
р — горловое, одноударное, звуки ш, ж — боковые, с, з — межзубные и т.д.
Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и
7

шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается при
произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка»
вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в
которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные
такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.
Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они
недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например, при
выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов дети
называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш). Смешивают дети
твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ
и ч, ц и ч.
Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за
нарушения фонетической и грамматической стороны речи, но к семи годам при
условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне
справляются с этими трудностями.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных
впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка
этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт,
музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и
познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских
интонаций.
Слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для
ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания.
Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных
произведений. Вникают в эмоциональнообразное содержание музыки,
воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки.
Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети
могут
различать
выразительные
отношения
музыкальных
звуков,
активизируется ладовый слух.
Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает
сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом
возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие
положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен
диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально-слуховая
координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь
на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у большинства детей
правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку
продолжается формирование вокальных связок.
8

1.6. Отличительные особенности Программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 5 - 8 лет.
Формы и режим занятий.
Содержание занятий ориентировано на возрастные группы детей:
5-6 лет и 6-8 лет.
Наполняемость групп: от 8 до 10 человек.
Частотность занятий:1 или 2 раза в неделю, согласно расписанию.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Продолжительность занятий:
в группе детей 5-6 лет – 20-25 минут;
в группе детей 6-8 лет - 30 минут.
Сроки реализации программы – программа рассчитана на 2 года.
Методы построения занятий
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности
различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Эти
приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого
материала и общего развития ребенка.
Наглядно-зрительные приемы (показ). Тактильно-мышечная наглядность
и наглядно-слуховая (при которой осуществляется звуковая регуляция
движений (песня, музыка).
Словесные приемы. Описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная
инструкция;
Практические приемы. Игровой метод – используется при разучивании
новых упражнений. Соревновательный метод – используется для
совершенствования уже отработанных упражнений.

9

2. Содержательный раздел
2.1. Структура Программы
Программа включает в себя следующие блоки:
Блок 1. Развитие темпа движений и темпа речи, координация
движений
Блок включает в себя комплекс упражнений, направленных на постепенное
развитие координации в моторике, а также комплексы по воспитанию темпа
движений и речи детей.
Блок 2. Развитие чувства музыкального ритма
Данный блок включает в себя упражнения, направленные на развитие
музыкального ритма, путём последовательного чередования звуков различной
высоты и длительности, имеющих смысловое и выразительное значение.
Блок 3. Развитие слогового и словесного ритмов
Здесь содержатся упражнения на развитие речи, что необходимо начинать с
формирования чувства ритма при прослушивании ритмического звукового
материала и, двигаясь в его ритме (т.е. развивать эти ощущения в звуковом и
двигательном анализаторах).
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Динамические
упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и
напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют
своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для
детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они
подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие
ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения
навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное
звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет
мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают
основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В
холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве
профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются
10

фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие
голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды
памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со
звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах,
театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего
стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки,
считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает
выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации
сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой
аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс
развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен
не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию
голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие
подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему
речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка
звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами,
выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание,
память, а также остальные психические процессы, сопровождающие
исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных
инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на
самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых
бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических
трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки,
«шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут
быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды
11

развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек),
пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и
воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе,
возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в
движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными
переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем
кругу. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в
координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции
на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма,
сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Структура логоритмических занятий
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и
имеют принцип игрового обучения.
Длительность занятия зависит от возраста детей.
Вводная часть включает в себя:
 различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и
ритма движений;
 упражнения на ориентировку в пространстве;
 упражнения на развитие координации движений, регуляцию мышечного
тонуса.
Основная часть включает в себя:
 развитие артикуляторной моторики, голоса, дыхания, мимики;
 упражнения на развития внимания, памяти:
 упражнение на развитие чувства темпа, ритма;
 упражнения на развитии координации речи с движением:
 слушание музыки для снятия напряжения;
 игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
Заключительная часть включает в себя:
 упражнения на восстановления дыхания;
 спокойные виды ходьбы;
 упражнения на релаксацию.

12

2.2. План и содержание Программы
1-й год обучения
Учебный (тематический) план
№

Название раздела.
Лексические темы
Вводное занятие

Количество часов
Всего

Теория

1

1

1. Тематический блок «Вот и осень!»
1.1 «Спор грибов и ягод»
1
0,2
1.2 «Путешествие язычка»
1
0,2
«В гостях у лесного
1.3
1
0,2
гнома»
1.4 «Спор овощей»
1
0,2
1.5 «Приключения дождика»
1
0,2
1.6 «Краски осени»
1
0,2
2
Тематический блок «В гостях у сказки»
«Яблоко» по мотивам
2.1
1
0,2
сказки В. Сутеева
«Пых» по мотивам
2.2 белорусской народной
1
0,2
сказки
«Колосок» по мотивам
2.3 украинской народной
1
0,2
сказки
«Кот, петух и лиса» по
2.4 мотивам русской народной
1
0,2
сказки
«Как коза в лесу избушку
2.5 построила» по мотивам
1
0,2
русской народной сказки
3
Тематический блок «Сказочные герои»
3.1 «Теремок-холодок»
1
0,2
3.2 «Дед Мороз построил
1
0,2
дом»
3.3 «Отчего у белого медведя
1
0,2
нос черный» по мотивам
юкагирской народной
сказки
13

Формы
Практика
контроля
Педагогическое
наблюдение
0,8
0,8
0,8
0,8
0,8
0,8

Анализ речевого
произношения и
высказываний

0,8
0,8
0,8

Анализ речевого
произношения и
высказываний

0,8
0,8
0,8
0,8
0,8

Анализ речевого
произношения и
высказываний

3.4 «Ёлка» по мотивам сказки
1
0,2
0,8
В. Сутеева
3.5 «Снеговик на елке»
1
0,2
0,8
4
Тематический блок «В гостях у королевы Книги»
4.1 «Морозята»
1
0,2
0,8
4.2 «Мороз Иванович» по
мотивам сказки В.
1
0,2
0,8
Одоевского
4.3 «Приключения снежинки»
1
0,2
0,8
4.4 «Снежная книга» по
мотивам рассказа В.
1
0,2
0,8
Бианки
4.5 «Мороз, солнце и ветер»
по мотивам русской
1
0,2
0,8
народной сказки
5
Тематический блок «Птицы и животные»
5.1 «Гуси-лебеди» по мотивам
1
0,2
0,8
русской народной сказки
5.2 «Я маму мою обидел» по
стихотворению Э.
1
0,2
0,8
Мошковской
5.3 «Петушок и его семья»
1
0,2
0,8
5.4 «Откуда у кита такая
глотка» по мотивам сказки
1
0,2
0,8
Р. Киплинга
5.5 «Откуда у носорога
шкура» по мотивам сказки
1
0,2
0,8
Р. Киплинга
5.6 «Откуда у верблюда горб»
по мотивам сказки Р.
1
0,2
0,8
Киплинга
6
Тематический блок «Я расту!»
6.1 «Космическое
1
0,2
0,8
путешествие»
6.2 «Кем быть?»
1
0,2
0,8
6.3 «Лекарство от зевоты»
1
0,2
0,8
6.4 «Парад на Красной
площади» по мотивам
1
0,2
0,8
стихотворения В. Орлова
Итоговое занятие
2
1
1
Всего 34
8,2
25,8
14

Анализ речевого
произношения и
высказываний

Анализ речевого
произношения и
высказываний

Анализ речевого
произношения и
высказываний
Мониторинг

Содержание тем программы
1. Вводное занятие.
Теория (1 ч): Введение в программу. Знакомство с группой, правилами по ТБ.
Игры на сплочение коллектива.
Формы контроля. Педагогическое тестирование неречевых психических
функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
2. «Спор грибов и ягод» (1 ч)
Практика (1 ч). Закреплять знания детей о грибах и ягодах. Двигательные
упражнения «Прогулка в лес», «Грибы», массаж спины «Дождь», пальчиковая
игра «Здравствуй», чистоговорка «С-С*», коммуникативная игра «Здравствуй,
друг!», речевая гимнастика, упражнения на развитие мимических мышц.
3. «Путешествие язычка» (1ч)
Практика (1 ч). Пальчиковая игра «Здравствуй», чистоговорка «С-С*»,
коммуникативная игра «Здравствуй, друг!», речевая гимнастика, упражнения на
развитие мимических мышц, массаж спины «Дождь», стихотворение с
движениями «Меж еловых лап», двигательное упражнение «Электричка»,
фонопедические упражнения.
4. «В гостях у лесного гнома» (1 ч)
Практика (1 ч). Ритмическая игра «Лешкин клен», двигательное упражнение «В
гости к гному», пальчиковые и коммуникативные игры, чистоговорка «С-З»,
упражнение на развитие ритмического слуха, на увеличение выдоха, речевая
гимнастика на укрепление губ, массаж спины, игры на развитие внимания.
5. «Спор овощей» (1 ч)
Практика (1 ч). Фонопедическое упражнение «Осень», ритмические и
хороводные игры «Здравствуй, осень!» попевка «Кап-кап-кап», массаж спины
«Дождь», общеразвивающие упражнения «На огороде», чистоговорка «Ох-охох», речевая гимнастика, пальчиковые и коммуникативные игры.
6. «Приключения дождика» (1 ч)
Практика (1 ч). Чистоговорка «Л-Л*», коммуникативная игра «Туча», речевая
гимнастика, стихотворение с движениями «Меж еловых лап», упражнение на
развитие внимания «Дождик поливает грядки», хоровод «Урожай собирай»,
пальчиковая игра «Варим суп», игра «Кто скорее?», попевки.

15

7. «Краски осени» (1 ч)
Практика (1 ч). Распевка «Осенние листья», хороводная игра «Здравствуй,
осень!» фонопедические упражнения «Перед дождем», стихотворение с
движениями «Малина», пальчиковая игра «Осень», «Варим суп», чистоговорка
«Ц-Ц*», попевки, слушание песни об осени.
8. «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева (1 ч)
Практика (1 ч). Пальчиковые и ритмические игры, попевки, слушание песен об
осени, стихотворение с движениями, коммуникативные и двигательные игры,
логопедическая гимнастика, чистоговорка «Т-Т*».
9. «Пых» по мотивам белорусской народной сказки (1 ч)
Практика (1 ч). Попевка «Кап-кап-кап», «Осенины», ритмические игры, игры с
движениями, упражнения на развитие дыхательных мышц и укрепление
голосового аппарата «Ветер», стихотворение с движениями «Малина»,
пальчиковая игра «Варим суп», дыхательные упражнения «Звуковое дыхание»,
чистоговорка «Д-Д*», игра на развитие быстроты реакции «Ёжик».
10. «Колосок» по мотивам украинской народной сказки (1 ч)
Практика (1 ч). Речевое упражнение «Петушок», пальчиковые и
коммуникативные игры, речевая гимнастика, попевки, хороводная игра
«Здравствуй, осень!».
11. «Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной
сказки (1 ч).
Практика (1 ч). Скороговорки, упражнение на развитие внимания «Замри»,
чистоговорка «ДД*», стихотворение с движениями «Ёлка», французская
народная игра «Зайцы и волк», пальчиковые игры «Строим дом», «Осень»,
логопедическая гимнастика.
12. «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки (1 ч).
Практика (1 ч). Попевка «Небо синее», «Качели», пальчиковые игры «Строим
дом», «Осень», фонопедическое упражнение «Листочек», чистоговорка «Р»,
речевое упражнение «Петушок», стихотворение с движениями «Ёлка», речевая
гимнастика.
13. «Теремок-холодок» (1 ч).
Практика (1 ч). Чистоговорка «Холода», попевка «Небо синее», игра на
развитие внимания «Птицы», стихотворение с движениями «Ёлка», речевая
гимнастика, песня с движениями «В лесу родилась елочка», фонопедическеи
16

упражнения, упражнения на развитие воображения «Дорожка», двигательные
упражнения «Ты шагай», пальчиковая игра «Снеговик».
14. «Дед Мороз построил дом» (1 ч).
Практика (1 ч). Попевка «Небо синее», чистоговорка «Л-Л*», фонопедические
упражнения «Метель», упражнения на развитие воображения «Дорожка», игра
на развитие внимания «Лесные звери», речевая гимнастика, пальчиковые и
ритмические игры.
15. «От чего у белого медведя нос черный» по мотивам юкагирской
народной сказки (1ч)
Практика (1 ч). Попевки, слушание песни о зиме, упражнения на развитие
воображения «Дорожка», чистоговорка «С-С*», упражнение на развитие
внимания «Белый медведь», речевая гимнастика, фонопедические упражнения
«Напугаем медведя», ритмическое упражнение «Мороз».
16.«Елка» по мотивам сказки В. Сутеева (1 ч)
Практика (1 ч). Пальчиковая игра «Снеговик», «Украшаем елочку»,
фонопедические упражнения «В лесу», игра «Ветер северный», «Заморожу»,
чистоговорка «П-П*», речевая гимнастика, упражнение на внимание «Сорока»,
ритмическое упражнение «Мороз».
17. «Снеговик на елке» (1 ч)
Практика (1 ч). Чистогоровка «В-В*», фонопедическое упражнение «Зима»,
ритмическое упражнение «Мороз», речевая гимнастика, новогодний хоровод.
18. «Морозята» (1 ч)
Практика (1ч). Фонопедическое упражнение «Морозята», слушание песен о
зиме,
стихотворение в сочетании с движениями «Осторожный снег», чистоговорка
«З-З*», пальчиковые и хороводные игры.
19. «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского (1 ч)
Практика (1 ч). Речевая гимнастика «Потягушки», упражнения на координацию
речи и движения «Умелые ручки», «Зимние забавы», двигательные упражнения
«Ты шагай!», чистоговорка «К-К*», пальчиковая игра «Вышла чашка погулять».
20. «Приключения снежинки» (1 ч)
Практика (1 ч). Фонопедическое упражнение «Снежинка», слушание песен о
зиме, двигательное упражнение «Лесные жители», чистоговорка «Ц», речевая
17

гимнастика для языка, упражнения на координацию речи и движения «Умелые
ручки», «Зимние забавы».
21. «Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки (1 ч)
Практика (1 ч). Речевая гимнастика «Язычок», коммуникативная игра
«Здравствуй, дружок», двигательное упражнение «Лесные жители»,
упражнение на развитие мимических мышц лица, скороговорки, стихотворение
в сочетании с движениями «Осторожный снег».
22. «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки (1 ч)
Практика (1ч). Упражнение на развитие внимания «На лошадке»,
фонопедическое упражнение «Кто как кричит», речевая гимнастика,
упражнение на координацию речи и движения «Умелые ручки»,
коммуникативная игра «Здравствуй, дружок», чистоговорка «ЛЛ*».
23. «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки (1 ч).
Практика (1 ч). Упражнение на развитие внимания «На лошадке», упражнение
на
координацию речи и движения «Умелые ручки», речевая гимнастика,
стихотворение с движением «Поедалочка», чистоговорка «К-К*», пальчиковая
игра «Вышла чашка погулять», игра «Спрячься от гусей-лебедей», слушание
песни о маме (по выбору).
24. «Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской (1 ч).
Практика (1 ч). Стихотворение с движением «Поедалочка», ритмическая игра
«Молоточек», речевая гимнастика, игра «иголка и нитка», пальчиковая игра
«Две мартышки», игры на развитие внимания, памяти.
25. «Петушок и его семья» (1ч)
Практика (1 ч) Ритмическая игра «Молоточек», речевая гимнастика,
самомассаж тела «Черепаха», координация речи и движения «Обезьяны»,
«Умелые руки».
26. «Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р.
Киплинга (1 ч).
Практика (1 ч). Координация речи и движения «У моря», «Обезьяны», речевая
гимнастика, пальчиковая игра «Две мартышки», двигательное упражнение «Кто
как идет», самомассаж тела «Черепаха», игра на внимание «Купание»,
чистоговорка «К-К*».
27. «Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга (1 ч)
18

Практика (1 ч). Игра «Горячий конь», чистоговорка «З-З*», упражнения на
развитие дыхания, речевая гимнастика, координация речи и движения
«Обезьяны», «Умелые руки», двигательное упражнение «В пустыне»,
самомассаж тела «Черепаха».
28. «Откуда и кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга (1 ч)
Практика (1 ч). Координация речи и движения «У моря», коммуникативная игра
«Рыбки», песня с движениями «Рыбка», самомассаж тела «Черепаха», речевая
гимнастика.
29. «Космическое путешествие» (1 ч)
Практика (1 ч). Пальчиковая и речевая гимнастика, стихотворение с движением
«Где петушок носит гребешок?», упражнение на координацию речи и движения
«Обезьяны», «Полет», скороговорки, фонопедическое упражнение «Ракета»,
упражнения на развитие мимических мышц «Цветы», коммуникативная игра
«Рыбки», самомассаж тела «Черепаха».
30. «Кем быть?» (1 ч).
Практика (1 ч). Ритмическая игра «Молоточек», речевая гимнастика,
координация речи и движения «Самолет», чистоговорка «Р-Р*», игры на
развитие внимания, памяти.
31. «Лекарство от зевоты» (1 ч)
Практика (1 ч). Фонопедическое упражнение, слушание песни о весне,
логопедическая гимнастика на стимуляцию движений нижней челюсти,
упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны», пальчиковая и
речевая гимнастика, скороговорки, стихотворение с движением «Где петушок
носит гребешок?», ритмическое упражнение «Смешинка», игра «Солнечные
зайчики и тучка» (ритмодекламация).
32. «Парад на Красной Площади» по мотивам стихотворения В. Орлова (1
ч).
Практика (1 ч). Развитие слухового внимания, речевая игра «Гости»,
пальчиковая игра «Вышла чашка погулять», речевая гимнастика, чистоговорка
«Т-Т*», развитие мелкой моторики.
33-34. «Итоговое занятие» (2 ч)
Практика (1 ч). Подведение итогов за год
Форма контроля (1 ч.). Диагностика неречевых функций.

19

Планируемые результаты освоения Программы 1-го года обучения
 Сформированность знаний по лексическим темам.
 Сформированность умений выполнять движения в соответствии со
словами.
 Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
 Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в
слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
 Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж
лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
 Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении.
 Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания,
памяти.
 Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих
способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети
внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере
и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на
музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки,
танцевальные и общеразвивающие движения).
 Улучшение результатов диагностик развития речи.
 Воспитание бережного отношения к природе, животным.
 Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем
здоровье и здоровье окружающих.
2-й год обучения
Учебный (тематический) план
№

Название раздела.
Лексические темы
Вводное занятие

Количество часов
Всего

Теория

1

1

1. Тематический блок «Природа»
1.1 «Дядюшка Ау»
1
«Сергиюшко» по мотивам
1.2
1
сказки Е. Честнякова
1.3 «Медведь и хвост»
1
1.4 «Магазин «Природа»
1
2
Тематический блок «Друзья»
20

Формы
Практика
контроля
Педагогическое
наблюдение

0,2

0,8

0,2

0,8

0,2
0,2

0,8
0,8

Анализ речевого
произношения и
высказываний

2.1 «Сивка-Бурка»
1
0,2
0,8
«Как заяц и дрозд урожай
2.2
1
0,2
0,8
растили»
Анализ речевого
2.3 «Вершки и корешки»
1
0,2
0,8
произношения и
«Петушок-золотой
высказываний
2.4
1
0,2
0,8
гребешок и чудо-меленка»
«Лягушка2.5
1
0,2
0,8
путешественница»
3
Тематический блок «Книжная радуга»
3.1 «Новый каравай»
1
0,2
0,8
3.2 «Четыре желания»
1
0,2
0,8
Анализ речевого
3.3 «Разноцветная книга»
1
0,2
0,8
произношения и
3.4 «Проказы зимы»
1
0,2
0,8
высказываний
3.5 «Заяц, косач, медведь и
1
0,2
0,8
Дед Мороз»
3.6 «Почтовая история»
1
0,2
0,8
4
Тематический блок «Зимние сказки»
4.1 «Как ворона Снегурочкой
1
0,2
0,8
стала»
Анализ речевого
4.2 «Двенадцать месяцев»
1
0,2
0,8
произношения и
4.3 «Серебряное копытце»
1
0,2
0,8
высказываний
4.4 «Зима-пекариха»
1
0,2
0,8
4.5 «Госпожа Метелица»
1
0,2
0,8
5
Тематический блок «Все то, что не известно, нам будет интересно!»
5.1 «Каша из топора»
1
0,2
0,8
5.2 «Стойкий оловянный
1
0,2
0,8
солдатик»
5.3 «Сказка об ИванеАнализ речевого
крестьянском сыне и
1
0,2
0,8
произношения и
Ытыре Фытыре»
высказываний
5.4 «Звездный мальчик»
1
0,2
0,8
5.5 «Заколдованный холм»
1
0,2
0,8
5.6 «Два клена»
1
0,2
0,8
5.7 «Как поп работницу
1
0,2
0,8
нанимал»
6
Тематический блок «Сокровища книжных полок»
6.1 «Снегурочка»
1
0,2
0,8
Анализ речевого
произношения и
6.2 «Звездный бал»
1
0,2
0,8
высказываний
6.3 «Беляночка и Розочка»
1
0,2
0,8
6.4 «В гостях у лесных
1
0,2
0,8
21

гномов»
Итоговое занятие
Всего

2
34

1
8,2

1
25,8

Мониторинг

Содержание тем программы
1. Вводное занятие (1 ч)
Теория (1 ч). Знакомство с детьми, правилами поведения в группе. Проведение
инструктажа по ТБ.
2. «Дядюшка Ау» (1 ч)
Практика (1 ч). Распевка с движением «Листопад», упражнения на развитие
слухового внимания «Мы идем», игра «Деревья», стихотворение с движением
«Зайкин день», упражнение на развитие творческих способностей «Замри», игра
на развитие координации «Будь внимательным», ритмическая игра «Эхо».
3. «Сергиюшко» по мотивам сказки Е. Честнякова (1 ч)
Практика (1 ч). Распевка с движением «Листопад», ритмическая игра «Тук-тук»,
коммуникативная игра «Повернись и поздоровайся», пальчиковая игра «По
грибы», ритмическая игра «Эхо», стихотворение с движением «Зайкин день»,
речевая гимнастика, разучивание скороговорки «Щегол», игра «Не заблудись».
4. «Медведь и хвост» (1 ч)
Практика (1 ч). Распевка с движением «Листопад», упражнение на развитие
фонематического слуха «Скок-поскок», разучивание скороговорки «У рябины
черный дрозд», речевая гимнастика, пальчиковая игра «По грибы», разучивание
считалочки «Раз – волнушка…», коммуникативная игра «Повернись и
поздоровайся», слушание песни об осени (по выбору).
5. «Магазин «Природа» (1 ч)
Практика (1 ч). Распевка с движением «Листопад», танец-импровизация
«Падают листья», слушание песни об осени (по выбору), коммуникативная игра
«Повернись и поздоровайся», общеразвивающие упражнения «Цветы», речевая
гимнастика «Орешек», чистоговорка «Н-Нь», пальчиковая игра «По грибы»,
ритмическая игра «Капли».
6. «Сивка-Бурка» (1 ч)
Практика (1 ч). Фонопедические упражнения, русская народная закличка с
движениями «Гром гремучий», ритмическая игра «Капли», речевая гимнастика,
стихотворение с движениями «Где вы были?», чистоговорка «С-Сь», игра
«Найди свое дерево», игра «Перстенек», танецимпровизация «Падают листья».
22

7. «Как заяц и дрозд урожай растили» (1 ч)
Практика (1 ч). Стихотворение с движениями «Дрозд-дроздок», чистоговорка
«С-Сь», игра «Ритмическое эхо», стихотворение с движениями «Зайкин день»,
ритмическая игра «Капли», речевая гимнастика, стихотворение с движениями
«Где вы были?», французская народная игра «Чучело», общеразвивающие
упражнения «Овощи», слушание песни об осени (по выбору).
8. «Вершки и корешки» (1 ч)
Практика (1 ч). Игры «Тропинка», «Горошинка», речевая гимнастика,
стихотворение с движениями «Где вы были?», общеразвивающие упражнения
«Овощи», чистоговорка «Х-Хь», танец-импровизация «Падают листья»,
ритмическая игра «Дождик», игра на развитие координации движения
«Колоски», слушание песни об осени (по выбору), пальчиковая игра «Пирог».
9. «Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка» (1 ч)
Практика (1 ч). Динамическая пауза «Посевная», попевка «Тучка», ритмическая
игра «Капли», игра на развитие координации движения «Колоски»,
чистоговорка «Ч», массаж пальцев «Овощи», «Урожайный хоровод»,
французская народная игра «Чучело», стихотворение с движениями «Петушок»,
пальчиковая игра «Пирог», слушание песни об осени (по выбору), дыхательные
упражнения.
10. «Лягушка-путешественница» (1 ч)
Практика (1 ч). Попевка «Тучка», ритмическая ига «Лягушка», речевая
гимнастика на укрепление мышц языка, стихотворение с движениями «Где вы
были?», упражнение на внимание, упражнение на развитие музыкальнослухового восприятия «Быстро-медленно», массаж пальцев «Овощи»,
«Урожайный хоровод», чистоговорка «Ц», французская народная игра
«Чучело», игра на развитие умения ориентироваться в пространстве «Будь
внимателен», игра на развитие творческих способностей и воспитание
выдержки «Цапля».
11. «Новый каравай» (1 ч)
Практика (1 ч). Динамическая пауза «Посевная», попевка «Тучка», ритмическая
игра «Капли», упражнение на увеличение продолжительности выдоха, речевая
гимнастика, игра на увеличение продолжительности выдоха, игра на умение
ориентироваться в пространстве «Не ошибись», русский народный хоровод
«Каравай».

23

12. «Четыре желания» (1 ч)
Практика (1 ч). Игра на умение ориентироваться в пространстве «Не ошибись»,
пальчиковая игра «Пирог», речевая гимнастика, чистоговорка «Д-Дь»,
динамическая пауза «Посевная», ритмическая игра «Лягушка», игра на развитие
творческих способностей и воспитание выдержки «Цапля», попевка «Тучка»,
стихотворение с движениями «Петушок», массаж пальцев «Овощи».
13. «Разноцветная книга» (1 ч)
Практика (1 ч). Пальчиковая игра «Пирог», речевая гимнастика, ритмическая
игра «Лягушка», игра на развитие творческих способностей и воспитание
выдержки «Цапля», игра «Горошина», чистоговорка «З-Зь», массаж пальцев
«Овощи», попевка «На лыжах», «Снегири», упражнение на координацию
движений «Отлет птиц», скороговорка «Орешки», упражнение на координацию
речи и движения.
14. «Проказы зимы» (1 ч).
Практика (1 ч). Упражнение на координацию движений «Отлет птиц», попевка
«На лыжах», «Снегири», ритмическая игра «Мосток», упражнение на
координацию речи и движения, массаж рук «Зимняя разогревалочка», игра
«Снеговик Егорка», пальчиковая игра «Пирог».
15. «Заяц, косач, медведь и дед Мороз» (1 ч) Практика (1 ч).
Речевая гимнастика на развитие мимической мускулатуры, упражнение на
координацию движений «Отлет птиц», скороговорка «Орешки», танецимпровизация «Танец снежинок», слушание песни о Деде Морозе (по выбору),
массаж рук «Зимняя разогревалочка», игра «Снеговик Егорка», попевка «На
лыжах».
16. «Почтовая история» (1 ч)
Практика (1 ч). Упражнение на развитие речи и движения, скороговорка «Три
сороки», упражнение на координацию движений «Отлет птиц», игра на
внимание «Самолет», игра «Ритмическое эхо», слушание песни о Деде Морозе
(по выбору), массаж рук «Зимняя разогревалочка», упражнение на развитие
слуха «Самолет летит», упражнение на координацию речи и движения
«Самолет».
17. «Как ворона Снегурочкой стала» (1 ч)
Практика (1 ч). Попевка «На лыжах», «Снегири», ритмическая игра «Мосток»,
игра «Ритмическое эхо», упражнение на координацию речи и движения,
24

скороговорка «Три сороки», стихотворение с движениями «Двенадцать
месяцев», речевая гимнастика, пальчиковая игра «На елке».
18. «Двенадцать месяцев» (1ч)
Практика (1 ч). Стихотворение с движениями «Двенадцать месяцев», речевая
гимнастика, пальчиковая игра «На елке», слушание песни о Деде Морозе (по
выбору), попевка «На лыжах», логопедическая гимнастика, двигательные
упражнения «Мы идем», упражнение на развитие чувство ритма «Собери
подснежник», игра «Ледяные фигуры».
19. «Серебряное копытце» (1 ч)
Практика (1 ч). Речевая гимнастика, чистоговорка «Ш», попевка «На лыжах»,
«Снегири», упражнение на координацию речи и движения «Синичка», игра
«Ледяная фигура», стихотворение с движениями «Двенадцать месяцев», «У
оленя дом большой».
20. «Зима-пекариха» (1 ч)
Практика (1 ч). Речевая игра «Едем на лошадке», слушание песни о зиме (по
выбору), упражнение на координацию речи и движения «Синичка»,
чистоговорка «Лиса», пальчиковая игра «Пироги пшеничные», английская
народная игра «Пусть делают все так, как я», попевка «На лыжах»
21. «Госпожа Метелица» (1 ч)
Практика (1 ч). Скороговорка «Орешки», упражнение на координацию речи и
движения «Синичка», дыхательное упражнение «Снегирек», двигательные
упражнения «Мы идем», чистоговорка «Д-Дь», пальчиковая игра «Пироги
пшеничные», речевая гимнастика, слушание песни о зиме (по выбору)
22. «Каша из топора» (1 ч).
Практика (1ч). Попевка «Труба», упражнение на внимание, чистоговорка «Х-ККь», игра «Заяц и лис», речевая игра «Барабан», пальчиковая игра «Пироги
пшеничные», речевая гимнастика, слушание песни об армии (по выбору),
считалочка «Ту-ту-ту», пальчиковая игра «Аты-баты».
23. «Стойкий оловянный солдатик» (1 ч)
Практика (1 ч). Попевка «Труба», пальчиковая игра «Аты-баты», речевая игра
«Барабан», игра «Заяц и лис», скороговорка, пальчиковая игра «Пироги
пшеничные», речевая гимнастика, речевое упражнение «Оловянный солдатик».
24. «Сказка о Иване – крестьянском сыне и Ытыре-Фытыре» (1 ч).
25

Практика (1 ч). Речевая гимнастика на укрепление мускулатуры губ и щек,
попевка «Труба», ритмическая игра «Кузнец», польская народная игра
«Сапожник», чистоговорка «Н-Нь», упражнение на координацию речи и
движения «На коне», упражнение на раскачивание «Лодочка», дразнилка со
звучащими жестами «Ытыр-Фытыр»
25. «Звездный мальчик» (1 ч)
Практика (1 ч). Дразнилка со звучащими жестами «Ытыр-Фытыр», речевая
гимнастика, ритмическая игра «Кузнец», игра «Ритмическое эхо», упражнение
на координацию речи и движения «На коне», «Башмачок», чистоговорка «ЛЛь», упражнение на раскачивание «Лодочка», считалочка «Интер, мици»,
слушание песни о маме (по выбору).
26. «Заколдованный холм» (1 ч)
Практика (1 ч). Упражнение на координацию речи и движения «Веник», «Мы
шагаем», «Башмачок», чистоговорка «Р-Рь», упражнение на развитие боковых
мышц «Пильщики», стихотворение с движениями «Потеря», речевая
гимнастика, ритмическая игра «Кузнец», дразнилка со звучащими жестами
«Ытыр-Фытыр».
27. «Два клена» (1 ч)
Практика (1 ч). Упражнение на координацию речи и движения «На коне»,
слушание песни о бабушке (по выбору), потешка с движениями «Бабка Ежка»,
упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем», речевая
гимнастика, скороговорка «Серый ворон», стихотворение с движениями
«Потеря», считалочка «Интер, мици», упражнение на координацию речи и
движения «Башмачок», пальчиковая игра «Как петух в печи», упражнение на
развитие боковых мышц «Пильщики», слушание песни о маме (по выбору)
28. «Как поп работницу нанимал» (1ч)
Практика (1 ч). Речевая игра «Бегут, бегут со двора», упражнение для развития
творческого воображения «Чайник», упражнение на координацию речи и
движения «Веник», «Мы шагаем», пальчиковая игра «Как петух в печи»,
«Наперсток», скороговорка «Серый ворон», речевая гимнастика, упражнение на
развитие боковых мышц «Пильщики», стихотворение с движениями «Потеря».
29. «Снегурочка» (1 ч)
Практика (1 ч). Речевая гимнастика для укрепления жевательноартикуляционных мышц, чистоговорка с движениями «Веселые слоги»,
упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем», «Веник»,
упражнение для развития творческого воображения «Чайник», ритмическая
26

игра «Шаловливые сосульки», ритмическая игра «Бегут, бегут со двора»,
упражнения на координацию движений «Цветок», двигательная игра
«Медведь», игра на внимание «Облака».
30. «Звездный бал» (1 ч)
Практика (1 ч). Ритмическая игра «Шаловливые сосульки», русская народная
закличка с движением «Солнышко», пальчиковая игра «Наперсток», игра на
внимание «Собираемся на бал», речевая гимнастика, чистоговорка «Р-Рь»,
двигательная игра «Медведь», упражнения на координацию движений
«Цветок», игра «Звездочет», коммуникативная игра «Звезды».
31. «Беляночка и Розочка» (1 ч)
Практика (1 ч). Упражнения на координацию движений «Цветочек»,
пальчиковая игра «Герасим-грачевник», песня о весне (по выбору), ритмическая
игра «Шаловливые сосульки», речевая гимнастика на развитие подвижности
нижней челюсти, коммуникативная игра «Звезды», двигательное упражнение
«По дороге мы идем», русская народная закличка с движением «Солнышко»,
чистоговорка «Ж», стихотворение с движениями «Плясовая».
32. «В гостях у лесных гномов» (1 ч)
Практика (1ч). Пальчиковая игра «Герасим-грачевник», песня о весне (по
выбору), двигательное упражнение «По дороге мы идем», речевая игра «Эхо»,
стихотворение «Дни недели», речевая гимнастика, скороговорка «Возле
грядки», пальчиковая игра «Чебурек», стихотворение с движениями
«Плясовая», французский народный хоровод.
33-34. Подведение итогов за год (2 ч.)
Практика (1 ч). Подведение итогов за год
Форма контроля (1 ч.). Диагностика неречевых функций.
Планируемые результаты освоения Программы 2-го года обучения
 Сформированность знаний, расширение словарного запаса по
лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие
рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания
знакомых сказок, песен.
 Сформированность умений ритмично выполнять движения в
соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер,
образ.

27

 Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического
дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
 Сформированность
произносительных
навыков,
подвижности
артикуляционного аппарата.
 Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в
слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых
рядах, словах, чистоговорках.
 Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж
лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление
мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
 Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять
различные виды ходьбы и бега.  Способность координировать движения
в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на
смену движений.
 Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих
способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети
внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере
и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на
музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки,
танцевальные и общеразвивающие движения).
 Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и
диалогической.
 Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и
традициям народов России, родного края, труду людей.
 Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.
2.3. Эффективность использования Программы
Оценка эффективности работы по Программе производится на основе
диагностического обследования неречевых психических функций (по Н. В.
Серебряковой, Л. С. Соломахе).
Диагностика проводится в начале обучения педагогом, с целью
исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и
воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и
ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в
28

конце освоения Программы, чтобы проследить динамику изменений состояния
неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Оценка проводиться методом наблюдения по 3-х бальной системе.
3 балла – оптимальный уровень; 2 балла – достаточный уровень; 1 балл –
низкий уровень.
Критерии:
Слуховое внимание
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную
игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма
1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,
впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений
сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за
детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
 силу движений,
 точность движений,
 темп движений,
 координацию движений,
 переключение с одного движения на другое.
Состояние мелкой моторики
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами –
коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
29

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в
пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение с одного движения на другое.
 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3
– 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
 Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).
По 1 баллу.
 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –
наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество – 21 балл.
3. Организационный раздел
3.1. Условия реализации Программы
Общая характеристика педагогического процесса
Занятия входят в систему дополнительного образования во второй
половине дня в условиях детского сада.
Занятия проходят в музыкальном зале с использованием интерактивного
комплекса (компьютер, проектор, интерактивная доска, звуковые колонки).
Курс рассчитан на детей 5 - 8 лет.
Продолжительность обучения - 2 года.
Общий объём материала рассчитан по 34 занятия в год (1-2 занятия в
неделю).
Продолжительность занятия
для детей 5 - 6 лет – 20-25 минут,
для детей 6 - 8 лет – не более 30 минут.
Основная форма работы – групповая.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы соответствует:
 санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
 правилам пожарной безопасности;
 необходимой оснащенностью помещений развивающей предметнопространственной средой по возрастным и индивидуальным
особенностям развития детей;
30

 необходимым
оснащением.

учебно-методический

комплектом,

оборудованием,

Технические средства для подготовки и проведения занятий
 интерактивный комплекс,
 фортепиано,
 детские музыкальные инструменты,
 шумовые игрушки,
 массажные и резиновые разноцветные мячики,
 природный игровой материал (морские камушки, ракушки, палочки
различной фактуры, орешки, каштаны, желуди, сушеные листья, шишки),
 мягкие, резиновые игрушки,
 наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со
складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам,
 игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны,
погремушки, деревянные ложки,
 игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки,
свирели,
 игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами:
металлофоны, колокольчики,
 мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты,
многогранные палочки.
3.3. Список используемой литературы
1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2001.
2. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления
дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4
лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.
ООО ТЦ «Сфера», 2005.
7. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
ООО ТЦ «Сфера», 2006.
8. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические
31

разработки
физкультминуток,
игровых
упражнений,
гимнастических
комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005.
9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2000.
10. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
11. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими
специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
12. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и
Д», 2005.
13. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
14. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для
студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и
воспитателей дет. сада/О.П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили.
- М.: Просвещение Владос, 1994.
15. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.:
ООО «Издательство АСТ», 2004.
16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».