ДОП: В мире с собой и другими

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Умка»
624930 Свердловская область, г. Карпинск, ул. Луначарского, д. 96,
тел. (34383) 9-02-00 e-mail: sad_umka@ekarpinsk.ru

Обсуждено
Педагогическим советом
МАДОУ «Умка»
протокол № 2 от 02.08.2021 г.

Утверждена:
приказ № 33/1-д от 02.08.2021 г.
Заведующий МАДОУ «Умка»
________________Е.С. Никифорова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ»
(РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ)

вид программы: общеразвивающая
направленность: социально-педагогическая
рассчитана на старший дошкольный возраст
(6-8 лет)
срок реализации: 1 год
автор-составитель:
Романова Анна Владимировна, педагог
дополнительного образования

Карпинск
2021

СОДЕРЖАНИЕ

1.6.

Целевой раздел
Пояснительная записка Программы
Методологические и теоретические основы Программы
Цели и задачи Программы
Принципы и подходы к реализации Программы
Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики, в том числе характеристики особенностей
развития дошкольного возраста
Отличительные особенности Программы

2.
2.1.
2.2.
2.3.

Содержательный раздел
Структура Программы
План и содержание Программы занятий
Эффективность использования Программы

3.
3.1.
3.2.
3.3.

Организационный раздел
Условия реализации Программы
Особенности развивающей предметно-пространственной среды
Обеспечение методическими материалами и средствами
обучения по Программе
Список используемой литературы

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.

3.4.

Приложение № 1. Игры и упражнения для использования на
занятиях
Приложение № 2. Карты развития детей 6-7 лет

3
4
4
5
7

9

10
12
15

18
19
20
21
23
31

2

1. Целевой Раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «В мире с собой и
другими»
(далее
Программа)
имеет
социально-педагогическую
направленность.
Данная Программа разработана в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Приказом Минпросвещения
России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от
30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ № 28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; «Требованиями к
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к
приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодежи» от 26.02.2021
г. № 136-д); Уставом МАДОУ «Умка»; Положением о дополнительных
общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАДОУ «Умка».
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева - это «период
первоначального фактического склада личности». Именно в это время
происходит становление основных личностных механизмов и образований,
определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоциональноволевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний,
но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию
личности.
В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с
окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции
возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если
его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние
другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и
чувств является важным моментом в становлении личности растущего
человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и
мотивационная сферы, формируется самосознание.
Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше
общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной
степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее
3

отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными
средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим
миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы,
очень актуальна и важна.
Основными задачами коррекционного сопровождения ребенка по данной
программе являются, во-первых, коррекция отклонений в эмоциональноволевом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий
для развития личностного и интеллектуального потенциала дошкольника и,
во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного
и эмоционального развития.
В основу программы положена программа И.А Пазухиной «Давай
познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира
дошкольников». В программе используются игры и упражнения по коррекции
эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А. Пазухина, С.В.
Крюкова, Н.П. Слободяник, Н.Л. Кряжева, О.В. Хухлаева, Н.И. Монакова,
Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова, О.В. Баженова, М.И. Чистякова и др.
1.2. Методологические и теоретические основы Программы
В основе Программы лежит личностно-ориентированная модель
взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и
ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического
процесса, основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а
посредством сотрудничества.
Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда
условий:
1. Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка
со сверстниками и взрослыми. При недостаточных эмоциональных контактах
может проявляться задержка эмоционального развития.
2. Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту
дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.
В связи с этим работа по программе строится с использованием игровых
методов.
Основной подход, используемый в программе – поведенческий. Главная
задача коррекции в рамках поведенческого подхода – усвоение ребенком
новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения,
и угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения.
Различные психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.
1.3. Цели и задачи Программы
Программа направлена на помощь детям 6-8 лет с нарушениями в
эмоционально-волевой сфере. Назначение программы: психологическая
коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального
4

дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности,
устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными
нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная
мнительность и др. Значительное внимание в программе уделяется коррекции
самооценки,
уровня
самосознания,
формированию
эмоциональной
устойчивости и развитию саморегуляции.
Основная цель Программы ― коррекция нарушений эмоциональноволевой сферы, развитие произвольной сферы и самоконтроля, осознанного
восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений, развитие социальноличностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего
гармоничного развития дошкольника.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи
(коррекционные, профилактические, развивающие):

способствовать самопознанию ребенка, помочь ему понять свои
характерные особенности и предпочтения;

развивать соответствующую возрасту эмоционально-волевую
регуляцию деятельности;

формировать у детей адекватную самооценку;

помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом
выражения
собственного
эмоционального
состояния,
формировать
способности к эмоциональной саморегуляции.

учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать
интерес к истории его семьи;

вырабатывать у ребенка положительные черты характера,
корректировать его нежелательные черты характера и поведения;

развивать познавательные процессы (восприятие, мышление, речь,
память, внимание) через игровое взаимодействие и общение

развивать творческие, коммуникативные способности в процессе
игрового общения.
1.4. Принципы и подходы к реализации Программы
Программа построена с учетом основных принципов коррекционнопедагогической деятельности:
1. Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической
деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и
развивающих задач. Программа коррекции направлена не только на
коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, а и на
создание благоприятных условий для наиболее полной реализации
потенциальных возможностей ребенка и гармоничного развития его личности.
5

2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает
целостность педагогического процесса. Крайне важным является всестороннее
обследование и оценка интеллектуального, эмоционального и личностного
развития ребенка, особенностей его психического развития.
3. Принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и
взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и
первичных нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков
или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и
вторичных отклонений.
4. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в
коррекционно-педагогическом процессе, предполагает учет «нормативности»
развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга
возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
5. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения
коррекционной работы и способы реализации поставленных целей при
которой исходным моментом в достижении целей является организация
активной деятельности ребенка.
6. Принцип комплексного использования методов и приемов
коррекционно-педагогической
деятельности,
т.е.
решение
любой
педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом
взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, состояния развития
психических функций, работоспособности, сложности задания, формы
работы, интенсивности нагрузки. Комплексность также предполагает, вопервых, использование всего психолого-педагогического и коррекционноразвивающего
инструментария,
во-вторых,
междисциплинарное
взаимодействие специалистов разного профиля для оказания эффективной
помощи ребенку, в-третьих, при работе учитываются все психические
функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.
7. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно составная
часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и
поведении есть не только результат психофизиологического состояния
ребенка, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей,
сверстников, педагогического и детского коллективов.
8. Принцип динамического изучения уровня развития ребенка, актуального
и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в
6

сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов
действий.
Занятия по данной программе включают в себя элементы следующих
психолого-педагогических технологий: арт-терапии, игровой терапии,
сказкотерапии,
психогимнастики,
песочной
терапии,
телесноориентированных и релаксационных упражнений.
1.5. Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики, в том числе характеристики особенностей развития
дошкольного возраста
Возрастные особенности развития эмоционально-волевой сферы
детей 6-8 лет
Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений.
Играя, он учится общаться со сверстниками. Возникновение эмоционального
предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и
осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами
эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей,
характерных для личностного развития дошкольника.
В дошкольном возрасте ребенок начинает усваивать этические нормы,
принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм
морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические
переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные.
Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их
результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические
вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.д. Во
второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность
оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми
моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство
долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из
чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный
поступок, и чувства неловкости после неодобряемых действий взрослыми.
Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с
детьми, хотя и избирательно.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря
интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно
считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Самооценка появляется во второй половине дошкольного периода на
основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и
рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение
оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные
качества и умения. Самооценка ребенка практически всегда совпадает с
7

внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых. Дошкольник
видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и
ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.
Оценивая практические умения, 6-летний ребенок преувеличивает свои
достижения. Сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят
себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их
суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у
большинства самооценка умений становится более адекватной. В целом
самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые
виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного
типа при подготовке к школе.
Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний.
Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства,
ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. В конце
дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и
может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Для дошкольного периода характерно возникновение половой
идентификации: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети
приобретают представления о соответствующих стилях поведения.
Большинство
мальчиков
стараются
быть
сильными,
смелыми,
мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в
общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все
игры вместе, у них появляются специфические игры - только для мальчиков и
только для девочек. Начинается осознание себя во времени.
Психологические особенности детей 6-8 лет
Активизация воображения содействует общему психическому развитию.
Ребенок сам может придумывать, формировать замыслы и реализовать
индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Особенность детей
данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному.
Необходимо прививать детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску
решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и
получаемого в виде решения проблемы результата.
В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять
упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного
или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.
Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение
награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми это в первую очередь
исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребенка.

8

В 6-8 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и
представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту
большой».
Важным является и психологическая готовность к школе - сложное
образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития
мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Такое
усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению
внутренней жизни ребенка. Хотя внешние события, ситуации, отношения
составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в
сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости
от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д.
1.6.

Отличительные особенности Программы

Форма проведения занятий
Групповые коррекционно-развивающие занятия.
Методические средства, используемые в Программе
В процессе работы по Программе используются приемы, содержание
которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным
задачам. В Программе используются полифункциональные упражнения,
дающие возможность решать одновременно несколько задач.
Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных
по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным,
проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую
гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных,
сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных
предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей,
драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или
терапевтические сказки.
Психогимнастические
игры
основываются
на
теоретических
положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым
образом формировать среду, в которой становятся возможными
преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей
формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и
обязанностей.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у
детей умения увидеть в другом его достоинства и дать другому человеку или
сказочному герою вербальную и невербальную поддержку.
Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры –
придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации,
сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные
игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или
9

неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку
придумывают картинку, а затем рассказывают ее педагогу.
Эмоционально-символические методы – обсуждение различных
чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки,
выполненные на тему чувств.
Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.
Релаксационные методы – в программу включены упражнения,
основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и
визуально-кинестические техники.

2. Содержательный раздел
2.1. Структура Программы
Программа включает в себя следующие блоки
Блок 1. «Я и Я» - блок включает в себя игры и упражнения,
направленные на формирование первоначальных представлений ребенка о
себе, изучения своих переживаний и желаний; развитие способности
различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои
мышечные и эмоциональные ощущения. Содержание этого раздела
предполагает оказание необходимой помощи ребенку для преодоления его
неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки. Также в
данном блоке представлены игры и упражнения, направленные на осознание
ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на
осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого члена семьи.
Блок 2. «Я и мои эмоции» - здесь содержатся игры и упражнения,
направленные на знакомство с эмоциями человека, обучение детей
выражению своих эмоций так, чтобы они были понятны окружающим,
пониманию по внешним проявлениям чувств, испытываемых другим
человеком, анализу причин их возникновения, а также развитие умения
адекватно выражать свои эмоции.
Блок 3. «Я и другие» - в этом блоке представлены игры и упражнения,
направленные на развитие у детей понимания индивидуальных особенностей
других людей; на развитие языка жестов, мимики и пантомимики. Для этого
ребенку предлагаются проблемные ситуации, разрешение которых поможет
ему в овладении определенными коммуникативными навыками.

10

Блок 4 «Я учусь владеть собой» - игры и упражнения данного блока
направлены на проработку негативных эмоциональных реакций (гнева,
агрессии, обиды, страхов, тревожности и т.п.), обучение навыкам социальноприемлемого поведения, формирование адекватных способов эмоционального
реагирования
в
проблемных
ситуациях,
обучение
способам
целенаправленного поведения, развитие самоконтроля.
Блок 5 «Я и мои черты характера» - данный блок включает в себя игры и
упражнения, направленные на актуализацию нравственных представлений о
хороших и плохих чертах характера человека; дети мотивируются на
осознание собственных черт характера, определение черт характера других
людей. В результате работы над данным блоком программы ребенок развивает
навыки уверенного поведения.
Блок 6 «Я общаюсь» - игры и упражнения данного блока направлены на
освоение ребенком первоначальных представлений о значении общения в
жизни человека, развитие способности принимать другого. Ребенок
познакомится с правилами приветствия, ведения беседы и прощания, получит
представление о вербальных барьерах общения. Упражнения данного блока
помогут детям в овладении умениями и навыками активного слушателя:
умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание
говорящему, познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать
умение передавать информацию без слов
Структура занятий включает в себя следующие компоненты:
1.
Приветствие
2.
Разминка
3.
Основная часть
4.
Рефлексия занятия
5.
Прощание
Приветствие и прощание - являются важным моментом работы,
позволяющим создавать атмосферу доверия и принятия, что в свою очередь
чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть
придуманы ребенком в процессе обсуждения, могут быть предложены
психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом
занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую
встречу.
Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние
ребенка, уровень его активности, выполняет важную функцию настройки на
продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не
только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если
психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное
11

состояние ребенка. Соответственно, разминочные упражнения необходимо
выбирать с учетом актуального состояния дошкольника и задач предстоящей
деятельности.
Определенные
разминочные
упражнения
позволяют
активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены
на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения.
Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических
упражнений и приемов, направленных на решение задач программы. Как уже
говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам,
направленным одновременно и на формирование качеств, способностей и
навыков, и на динамическое развитие. Важен также порядок предъявления
упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна
предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния
ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к
релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в
порядке от сложного к простому (с учетом утомления). Количество игр и
упражнений основного содержания занятия невелико, 2-4 игры (упражнения).
Желательно, чтобы часть из них были разучены на прошлом занятии.
Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр,
созвучных с темой текущей встречи.
Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в
двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо
— было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это
делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что ребенок
сам или с помощью взрослого отвечает на вопрос, зачем это нужно, как это
может помочь в жизни, дает эмоциональную обратную связь психологу.
2.2. План и содержание Программы
Задачи развития:
Развитие игровых навыков:
 в играх по правилам договаривается об очередности ходов
 придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место
для импровизации
 находит новую трактовку роли и исполняет ее
 может проявлять себя терпимым и доброжелательным партнером
 способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками
(появляются друзья).
 в совместных играх контролирует выполнение правил, способен
разворачивать сюжет игры с минимальным использованием игрушек, в
плане речи-фантазии
12

Развитие коммуникативных навыков:
 в беседе может высказывать свою точку зрения
 инициативен в общении со взрослыми; поддерживает тему разговора,
возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и
отзывается на просьбы; беседует на различные темы (бытовые,
общественные, познавательные, личностные и др.)
Задачи по блокам
Блок 1. «Я и Я»
 формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе
 развитие самосознания, формирование интереса к собственной личности
 обучение элементам техники выразительных движений, развитие
мимических движений
 осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям
и способностям
 осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей
семье
Блок 2. «Я и другие»
 обучение навыкам телесного контакта, снятия напряжения, рефлексии
 обучение успешному разрешению проблемных ситуаций
 формирование способности правильно оценивать отношение к себе
других людей;
 развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к
другим людям;
 формирование способности понимать эмоциональное состояние,
переживания, личностные особенности другого человека;
 освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и
окружающим;
 формирование чувства самоценности и ценности другого человека;
 развитие умения сотрудничать, согласовывать собственное поведение с
поведением других.
Блок 3. «Я и мои черты характера»
 ознакомление с нравственными представлениями о хороших и плохих
чертах характера человека;
 осознание ребенком собственных черт характера;
 формирование умения определять особенности характера других людей,
ориентируясь на их поведение в разных ситуациях;
 выработка навыков уверенного поведения.
Блок 4. «Я общаюсь»
 освоение первоначальных представлений о значении общения в жизни
человека;
13

 помощь в осознании особенностей своего общения с другими людьми;
 совершенствование навыков общения, ознакомление с правилами
приветствия, ведения беседы и прощания;
 овладение умениями и навыками активного слушателя: умение задавать
уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему.
Блок 5. «Я и мои эмоции»
 обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения;
 снижение эмоционального и мышечного напряжения;
 ознакомление с различными видами эмоций и чувств, отражение
собственных эмоциональных переживаний и состояний через мимику и
пантомимику, формирование адекватных способов выражения
негативных чувств и эмоций;
 развитие эмоциональной произвольности.
Блок 6 «Я учусь владеть собой»
 проработка негативных эмоций, переживаний;
 обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния,
выработка социально приемлемых способов выражения болезненных
эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п.),
возникающих в конфликтных ситуациях;
 формирование конструктивных форм поведения;
 обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего
самоконтроля.
Учебный (тематический) план
№
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1

Название раздела.
Темы
ЯиЯ
Тайна моего имени
Мой внутренний мир.
Автопортрет
Мой любимый сказочный
герой
Моя семья
Я и мои эмоции
Радость. Грусть
Гнев. Злость
Удивление
Страх
Наши эмоции
Я и мои черты характера
Смелость. Честность

Количество часов

Формы
контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

2

1

1

1

-

1

Самоанализ

1

-

1

Самоанализ

1
1
1
1
2

1

1
1
1
1
1

Педагогическое
наблюдение

1

-

1

Педагогическое

Самоанализ
Педагогическое
наблюдение

14

3.2 Обида. Жадность
3.3 Доброта. Вежливость
4
Я общаюсь
Средства общения (слово,
4.1
жесты, мимика, интонация)
4.2 Правила знакомства
4.3 Правила общения
5
Я и другие
5.1 Мы так похожи
5.2 Мы такие разные
5.3 Мальчики и девочки
5.4 Давайте жить дружно
6 Я учусь владеть собой
6.1 Я умею слушать других
6.2 Я умею преодолевать
трудности
6.3 Я умею быть
доброжелательным
6.4 Я учусь решать конфликты
6.5 Я знаю, я умею, я могу!
Итого

1
1

-

1
1

наблюдение

1

-

1

2
2

1
1

1
1

Педагогическое
наблюдение

1
1
1
1

-

1
1
1
1

Самоанализ
Самоанализ
Педагогическое
наблюдение

2

1

1

Самоанализ

2

1

1

Самоанализ

2

1

1

Самоанализ

2
2
34

1
1
10

1
1
24

Анализ
поведения

2.3. Эффективность использования Программы
Оценка эффективности работы по программе производится в 2 этапа:
 на основе критериев результативности, разработанных с учетом
задач программы.
 на основе диагностического обследования эмоционально-волевой
сферы ребенка
Итоговые показатели фиксируются в оценочном листе «Динамика
коррекционной работы педагога» на каждого ребенка. Эффективность
работы педагога по программе оценивается с помощью расчета роста
показателей развития эмоционально-волевой сферы от начала к концу
совместной работы.
При оценке результативности программы основным методом
диагностического обследования является метод педагогического наблюдения.
Педагог также производит оценку результативности на основе анкетирования
родителей. Методики представляют информацию по таким направлениям, как
уровень развития эмоционально-волевой сферы ребенка, личностные
особенности ребенка, особенности межличностного общения со сверстниками,
наличие или отсутствие трудностей в поведении.
При проведении анализа используется следующий диагностический
инструментарий:
15

Задачи
Способствовать
самопознанию
ребенка
Помогать ему
осознавать свои
характерные
особенности и
предпочтения
Формировать у
детей
адекватную
самооценку
Помочь ребенку
овладеть
языком
«эмоций» как
способом
выражения
собственного
эмоционального
состояния
Формировать
способности к
эмоциональной
саморегуляции

Критерии результативности
Ребенок знает свои
индивидуальные особенности
(внешность, черты лица, пол) и
свои отличия от других детей

Диагностические
методы
Наблюдение
Методика
«Лесенка»
В.Г.Щур

Ребенок осознает свои физические
и эмоциональные ощущения
Тест «Рисунок
человека»
Самооценка ребенка соответствует
возрасту
Метод
«Незаконченные
Позитивная динамика
предложения»
эмоционального состояния и
поведения ребенка
Наличие позитивной динамики в
Минаева В.М.
умениях ребенка узнавать, называть Задания для
основные эмоциональные состояния изучения
эмоциональной
Наличие позитивной динамики в
сферы ребенка
умениях ребенка графически
изображать основные
Урунтаева Г.А.,
эмоциональные состояния
Афонькина Ю.А.
Понимание
Умение ребенка передавать
эмоциональных
заданное эмоциональное
состояний
состояние при помощи мимики,
пантомимики, интонации
различать определенные
эмоциональные состояния
взрослых и детей по особенностям
жестов, мимики, движений
Позитивная динамика у ребенка в
выражении эмоциональных
состояний социально приемлемыми
способами

Развивать
навыки

Адаптированность ребенка в группе, Смирнова Е.О.,
наличие у него в группе взаимных
Калягина Е.А.
16

социального
поведения,
чувства
принадлежности
к группе

симпатий с детьми, способность
ребенка взаимодействовать с
разными детьми в группе
Рост продуктивной активности,
инициативности ребенка, рост
проявления ими позитивных чувств

методика
«Картинки»
Метод
проблемных
ситуаций

Ребенок может оказывать помощь
другому ребенку в игре и
совместной деятельности,
делиться с другими детьми
игрушками
Ребенок умеет оценивать
поступки и видеть достоинства и
недостатки собственного
поведения и поведения
окружающих, умеет остановить
другого ребенка, если он делает
что-то плохое
Дети могут уступать друг другу в
конфликтных ситуациях
Учить ребенка
выражать свою
любовь к
близким
Воспитывать
интерес к
истории его
семьи

Вырабатывать у
ребенка
положительные
черты
характера,
способствующие
лучшему

Позитивная динамика в развитии
способности к сотрудничеству и
сопереживанию

Методика
«Рисунок семьи»,
«Три дерева»

Ребенок знает состав своей семьи;
правильно определять свою роль в
семье (сын, дочь, внук, внучка).
Ребенок умеет выражать
благодарность за проявление к
нему внимания и доброты
Позитивная динамика в овладении
ребенком приемами саморегуляции
своего поведения на основе
самоконтроля и самоанализа при
взаимодействии со взрослыми и
сверстниками

Критерии
агрессивности у
ребенка по
Лаврентьевой Г. П.
и Титаренко Т. М.
Методика
17

взаимопониман
ию в процессе
общения

Позитивная динамика в повышении
мотивации ребенка к изменению
поведения

выявления детских
страхов «Страхи в
домиках»

Корректировать
его
нежелательные
черты характера
и поведения

Снижение негативных
эмоциональных реакций – тревоги,
обиды, агрессивности и
деструктивных проявлений ребенка
в контактах

Детский тест
тревожности Р.
Тэммл, М. Дорки,
В. Амен
«Кактус»

Развивать
творческие,
коммуникативн
ые способности
в процессе
игрового
общения

Рост интереса к другим детям,
желания общаться,
взаимодействовать

Наблюдение
Методика
«Расскажи сказку»

Рост коммуникативной успешности
детей, совершенствование
конкретных навыков общения
Ребенок употребляет в речи слова
(спасибо, пожалуйста, извините и
т. п.)
Ребенок умеет познакомиться,
вести доброжелательный диалог,
умеет договариваться
Ребенок умеет устанавливать и
поддерживать контакты,
сотрудничать и решать
конфликтные ситуации, находить
компромиссные решения

3. Организационный раздел
3.1. Условия реализации Программы
Общая характеристика педагогического процесса
Занятия входят в систему дополнительного образования во второй
половине дня в условиях детского сада.
Занятия проходят в музыкальном зале с использованием интерактивного
комплекса (компьютер, проектор, интерактивная доска, звуковые колонки).
18

При необходимости письменной работы детей (рисования) имеется
возможность использования кружковой с необходимым количеством
стульчиков и столов для 8-10 человек.
Курс рассчитан на детей 6 - 8 лет. Продолжительность обучения - 1 год.
Общий объём материала рассчитан по 34 занятия в год (1-2 занятия в неделю).
Продолжительность занятия для детей 6 - 8 лет – не более 30 минут. Основная
форма работы – групповая, с элементами тренинга.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с
использованием:
 развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на
развитие навыков общения);
 упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера,
на мышечную релаксацию);
 этюды;
 рассматривание рисунков и фотографий;
 чтение художественных произведений;
 рассказ педагога и рассказы детей;
 сочинение историй;
 беседы;
 моделирование и анализ заданных ситуаций;
 слушание музыки;
 рисование;
 мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий рекомендуется рассаживать детей полукругом или
кругом ― на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение
целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.
3.2. Особенности развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая
предметно-пространственная
среда
содержательнонасыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и
безопасна.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащается средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в
том числе расходным игровым:
Наглядно-дидактические пособия
шт.
1
Наборы тематических сюжетов на отдельных листах по теме: ознакомление
с эмоциональным миром людей, проявлениями различных эмоциональных
состояний, а также обстоятельствами, вызывающими их.
19

Лото
шт.
4
Картинные лото для игр на определение различных эмоциональных
состояний человека, с их помощью дети научатся определять настроение
людей по их мимике и пантомимике («языку тела»), а также освоят
основные правила поведения в школе, дома, во дворе и общественных
местах, узнают о способах оказания помощи окружающим людям в
сложных ситуациях
Викторины
шт.
1
Игровой набор, включающий игровое поле, карточки с вопросами и
карточки для игры в лото, фишки и игральный кубик. Набор предназначен
для ознакомления дошкольников с правилами поведения в школе
Наборы карточек
шт.
6
Наборы картонных карточек (в том числе с замочками-пазл),
предназначенные для знакомства детей с «рисунком эмоций», т.е.
существенными признаками эмоциональных состояний. С их помощью
дети усвоят правила общения с людьми, находящимися в различных
эмоциональных состояниях, а также правила этикета для типовых
жизненных ситуаций
Игры-ходилки
шт.
3
Игровые наборы, включающие игровое поле из картона с маршрутом
движения, карточки, фишки и игровой кубик. Передвигаясь по маршрутам
на игровых полях, дети сталкиваются с различными этическими
ситуациями и учатся их правильно оценивать, они осваивают наиболее
употребляемые «формулы вежливости», знакомятся с правилами поведения
в общественных местах, за обеденным столом, при встрече и проводах
гостей
3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения
Программы
Материально-техническое обеспечение Программы соответствует:
 санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
 правилам пожарной безопасности;
 необходимой оснащенностью помещений развивающей предметнопространственной средой по возрастным и индивидуальным
особенностям развития детей;
 необходимым учебно-методический комплектом, оборудованием,
оснащением.
Оборудование и материалы:
- CD-проигрыватель
- диски с записями классической и танцевальной музыки, звуков
природы, медитативной музыки
- клей, ножницы, цветные карандаши, мелки для рисования
- листы формата А4 чистые
20

- листы с тематическими заданиями
- декоративный материал, помогающий оформить помещение в
соответствии с основной темой занятия
- демонстрационный материал: изображения эмоциональных состояний,
пиктограмма
- раздаточный материал (по тематике занятий)
- мел, газеты
- картонные коробки различных размеров
- скотч и картон
- куски обоев
- секундомер
- мягкие игрушки
- воздушные шарики
- атрибуты и символы волшебства
- игральный кубик – большого размера
- музыкальные инструменты
- колокольчик
- доска для рисования
- таинственная шкатулка, мешочек
- цветные платки
- природный материал (камушки, веточки, ракушки, перышки и т.д.)
- покрывало
- повязки для глаз
3.4. Список используемой литературы
1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста. М.: Сфера, 2003.
2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.
3. Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для
дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2010
4. Васильева И.Ю. Волшебная книга игр. СПб.: Речь, 2010
5. Васильева И. Книга сказочных игр. СПб.: Речь, 2010
6. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций.
М., 2004.
7. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с
дошкольниками. М. -Воронеж Модек,1998.
8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь.М., 2003.
9. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие
важны Программа эмоционально-волевого развития детей. СПб.: Речь, 2011
10. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей.
Екатеринбург: Фрактория, 2006. с. 18, 57–64.
21

11. Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы
дошкольников. – СПб.: Речь, 2008
12. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми задержкой
психического развития. М.: Владос, 2004.
13. Пазухина И.А. Давай познакомимся! СПб, 2004.
14. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. М.: УЦ Перспектива, 2001
15. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл
коррекционных занятий. – М.: Книголюб, 2008
16. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай
дружить». – М.: Книголюб, 2008
17. УльенковаУ. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной
психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Владос, 2002.
18. Уханова А. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. СПб.:
Речь,2011
19. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.
Психологические игры и упражнения. -Москва: Генезис, 2006
20. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.-М.: Генезис, 2009
21. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. – М.:
Просвещение, 1990. с. 12–20, 74, 77, 82, 92, 96.
22. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.
Азбука общения. Спб.: Детство-Пресс, 2004.
23. Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного
возраста. Спб.: Речь, 2003.

22

Приложение № 1. Игры и упражнения для использования на занятиях
Тема
Тайна моего имени

Мой внутренний
мир. Автопортрет

Наименование упражнения
Игра «Эхо»
Игра «Маленькое имя»
Игра «Объясни имя»
Игра «Ласковое имя» Конкурс
«Кто знает больше имен»
Игра «Имя растет»
Игра «Цветок-имя»
Игра «Составь фоторобот»
Игра-ассоциация «На кого я
похож»
Упражнение «Слушаем себя»
Игра «Выдуманная биография»
Игра «Знакомствопредставление»
Упражнение «Я очень
хороший»
Упражнение «Что я люблю»
Упражнение «Мяч в кругу»
Упражнение «Паутинка»
Рисунок «Какой Я»

Мой любимый
сказочный герой

Моя семья

Игра «Знакомство со
сказочным героем»
Игра-пантомима «Кто здесь
кто?»
Игра «Загадай загадку»
Игра «Сказочный поезд»
Игра «Почему грустит
Дюймовочка»
Игра «Спаси принцессу»
Игра «Придумай сказку»
Игра «Когда герои были
маленькими»
Игра «Перевоспитание»
Игра «Снятие чар»
Игра «Сказка в помощь»
Игра «Доброе дело»
Игра «Мы очень любим»
Игра «Родители и дети»
Рисунок «Мое генеалогическое
древо»

Источники
Пазухина И.А. Давай
познакомимся. Тренинговое
развитие и коррекция
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Пазухина И.А. Давай
познакомимся. Тренинговое
развитие и коррекция
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Хухлаева О.В. Практические
материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры и
упражнения. - М.: «Генезис», 2006
Саранская О.Н. Психологический
тренинг для дошкольников «Давай
дружить». – М.: Книголюб, 2008
Погудкина И.С. Работа психолога с
проблемными дошкольниками.
Цикл коррекционных занятий. – М.:
Книголюб, 2008
Пазухина И.А. Давай
познакомимся. Тренинговое
развитие и коррекция
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Васильева И.Ю. Волшебная книга
игр. – СПб.: Речь, 2010

Васильева И. Книга сказочных игр.
– СПб.: Речь, 2010

Пазухина И.А. Давай
познакомимся. Тренинговое
развитие и коррекция
эмоционального мира
23

Радость

Игра «Встань на его (ее)
место»
Рисунок «Особый день моей
семьи»
Игра «Мы очень любим»
Рисование «Наш теплый дом»
Упражнение «Что чувствует
мама (папа), если…»
Игра «Угадай-ка»
Игра «Родители и дети»
Упражнение «Рамка для
картины»
Пальчиковая гимнастика «Моя
семья»
Упражнение «Цветовые
ассоциации»
Игра «Маски»
Игра-ассоциация «На что
похожа радость»

Игра «Салют»
Игра «Комната смеха»
Гнев

Игра «Маски»
Упражнение «Зеркало»
Игра «Ругаемся овощами»
Игра «Тигр на охоте»
Упражнение «Уходи, злость,
уходи!»
Игра «Порви круг»
Игра «Непослушные
подушки»,
Упражнение «Один день из
жизни плохого-хорошего
мальчика (девочки)»
Упражнение «Конкурс
художников»
Упражнение «Я могу
защитить…»
Игра «Три подвига Андрея»,
«Рисование кусочками»
Игра «Жужа»
Игра «Два барана»
Упражнение «Час тишины и
час можно»
Игра «Сердитые львы и
веселые котята»
Упражнение «Я сержусь»

дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

Хухлаева О.В. Практические
материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры и
упражнения. – М.: Генезис, 2006
Саранская О.Н. Психологический
тренинг для дошкольников «Давай
дружить». – М.: Книголюб, 2008

Пазухина И.А. Давай
познакомимся. Тренинговое
развитие и коррекция
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Хухлаева О.В. Практические
материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры и
упражнения. - М.: Генезис, 2006
Пазухина И.А. Давай
познакомимся. Тренинговое
развитие и коррекция
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Хухлаева О.В. Практические
материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры и
упражнения. – М.: Генезис, 2006

Кряжева Н.Л. Развитие
эмоционального мира детей.Ярославль: Академия развития ,
1996
Уханова А.Развитие эмоций и
навыков общения у ребенка.-СПб.:
Речь,2011
24

Удивление

Игра «Маски»
Этюд «Живая шляпа»
Упражнение «Зеркало» Игра
«Изобрази»
Упражнение «Необычное
животное»

Страх

Игра «Маски»
Упражнение «Зеркало»

Игра «Конкурс «боюсек»»
Упражнение «Закончи
предложение»
Упражнение «Одень
страшилку»
Игра «Школа пуганья»
Игра «Парикмахерская»
Игра «Больница»
Занятие «Баба Яга»
Занятие «Змей Горыныч»
Занятие «Серый волк»
Игра «Заколдованный кубик»
Игра «Монстр»
Игра «Однажды…»
Рисунок «Мой страх»
Игра «Напугаем страхи»
Грусть

Игра «Маски»
Упражнение «Зеркало»

Упражнение «Грустная Маша»
Упражнение «Мешок с
капризками»
Игра «Несмеяны и клоуны»

Пазухина И.А. Давай
познакомимся. Тренинговое
развитие и коррекция
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
А.Уханова Развитие эмоций и
навыков общения у ребенка. - СПб.:
Речь,2011
Пазухина И.А. Давай
познакомимся. Тренинговое
развитие и коррекция
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Хухлаева О.В. «Практические
материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры и
упражнения». – М.: Генезис, 2006

Хухлаева О.В.Тропинка к своему
Я.-М.: Генезис, 2009
Баженова О.В. Тренинг
эмоционально-волевого развития
для дошкольников и младших
школьников. - СПб.: Речь,2010
Погудкина И.С. Работа психолога с
проблемными дошкольниками.
Цикл коррекционных занятий. – М.:
Книголюб, 2008
Уханова А.Развитие эмоций и
навыков общения у ребенка. - СПб.:
Речь,2011
Пазухина И.А. Давай
познакомимся. Тренинговое
развитие и коррекция
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Хухлаева О.В.Тропинка к своему
Я.-М.: Генезис, 2009
Погудкина И.С. Работа психолога с
проблемными дошкольниками.
Цикл коррекционных занятий. – М.:
Книголюб, 2008
Уханова А.«Развитие эмоций и
навыков общения у ребенка».-СПб.:
25

Наши эмоции

Смелость
Честность

Обида
Жадность

Игра «Кривые зеркала»
Игра «Азбука настроения»
Игра «Угадай эмоцию»
Игра «Прочитай письмо»

«Речь»,2011
Пазухина И.А. Давай
познакомимся. Тренинговое
развитие и коррекция
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Хухлаева О.В. Практические
материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры и
упражнения .- М.: «Генезис», 2006

Упражнение «Мимическая
гимнастика»
Игра «Разные голоса»
Упражнение «Вырази чувства
глазами», «Передай чувства»,
Упражнение «Пальцы»
Упражнение «Мусорное ведро»
Игра «Шурум-бурум»
Упражнение «Стаканы с
Крюкова С.В., Слободянник Н.П.
настроением»
Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвастаюсь и радуюсь. - М.: Генезис,
2007
Игра «Раз, два, три, фигура
Хухлаева О.В.Тропинка к своему
чувства замри»
Я.-М.: Генезис, 2009
Упражнение «Чувства»
Баженова О.В. Тренинг
эмоционально-волевого развития
для дошкольников и младших
школьников. - СПб.: Речь,2010
Упражнение «Смелый мальчик Хухлаева О.В. Практические
(девочка)»
материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры и
упражнения. – М.: Генезис, 2006
Ролевая игра «Маленькие
Уханова А.Развитие эмоций и
котята и смелые бельчата»
навыков общения у ребенка. - СПб.:
Рисунок «Смелое животное»
Речь,2011
Упражнение «Сильный удар»
Игра «Рыцарский турнир»
Игра «Смелые разведчики и
засада»
Упражнение «Шаги правды»
Хухлаева О.В. Практические
материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры и
упражнения. – М.: Генезис, 2006
Игра «Про обидку и
Монакова Н.И. Путешествие с
грустинку»
гномом. Развитие эмоциональной
сферы дошкольников. – СПб.: Речь,
2008
Игра «Упрямцы»
Погудкина И.С. Работа психолога с
проблемными дошкольниками.
Цикл коррекционных занятий. – М.:
Книголюб, 2008
Игра «Извинение»
Уханова А.Развитие эмоций и
Игра «Очищающий дождик»
навыков общения у ребенка. - СПб.:
Игра «Капризуля»
Речь,2011
26

Доброта
Вежливость

Упражнение «Волшебная
чашка»
Игра «Комплимент»
Игра «Как вы договоритесь»
Упражнение «Сочувствие»
Игра «Капризуля»
Игра «Доктор Айболит»

Средства общения
(слово, жесты,
мимика,
интонация)

Игра «Через стекло»
Упражнение «Расскажи стихи
руками»
Игра «Кто я?»
Игра «Заколдованный
ребенок»
Игра «Иностранец»
Игра «Изобрази сказку»
Игра «Посмотри-ка на меня»

Обсуждение «Средства
общения»
Упражнение «Ребята и
зверята»
Упражнение «Пантомима»

Правила
знакомства

Игра «Принцесса, воин и
дракон»
Игра «Звери, птицы,
небылицы»
Упражнение «Я хочу с тобой
подружиться»
Обсуждение «Правила
знакомства», «Приветствие»
Игра «Гости»

Правила общения

Обсуждение «Обращение с
просьбой», «Просьбаобъяснение»
Игра «Магазин «попроси»»

Крюкова С.В., Слободянник Н.П.
Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвастаюсь и радуюсь. - М.: Генезис,
2007
А.Уханова Развитие эмоций и
навыков общения у ребенка. - СПб.:
Речь, 2011
Пилипко Н.В. Приглашение в мир
общения. - М.: УЦ Перспектива,
2001
Погудкина И.С. Работа психолога с
проблемными дошкольниками.
Цикл коррекционных занятий. – М.:
Книголюб, 2008
Пазухина И.А. Давай
познакомимся. Тренинговое
развитие и коррекция
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Баженова О.В. Тренинг
эмоционально-волевого развития
для дошкольников и младших
школьников. - СПб.: Речь,2010
Пилипко Н.В. Приглашение в мир
общения.- М.: УЦ Перспектива,
2001
Погудкина И.С. Работа психолога с
проблемными дошкольниками.
Цикл коррекционных занятий. – М.:
Книголюб, 2008
Уханова А.Развитие эмоций и
навыков общения у ребенка.-СПб.:
Речь,2011
Хухлаева О.В. Практические
материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры и
упражнения. – М.: Генезис, 2006
Пилипко Н.В. Приглашение в мир
общения. - М.: УЦ Перспектива,
2001
Уханова А. Развитие эмоций и
навыков общения у ребенка.-СПб.:
Речь,2011
Пилипко Н.В. Приглашение в мир
общения. - М.: УЦ Перспектива,
2001
Уханова А. Развитие эмоций и
27

Игра «Мигалки»

Мы так похожи

Мы такие разные

«Мальчики и
девочки»

«Давайте жить

навыков общения у ребенка. - СПб.:
Речь,2011
Упражнение «Учимся говорить Крюкова С.В., Слободянник Н.П.
«нет»»
Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвастаюсь и радуюсь. - М.: Генезис,
2007
Обсуждение «Вежливый отказ» Пилипко Н.В. Приглашение в мир
общения. - М.: УЦ Перспектива,
2001
Обсуждение «Извинение»
Пилипко Н.В. Приглашение в мир
общения. - М.: УЦ Перспектива,
2001
Игра «Конкурс хвастунов»
Пазухина И.А. Давай
Игра «Доброе животное» Игра познакомимся. Тренинговое
«Снежная королева»
развитие и коррекция
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Упражнение «Пять качеств»
Хухлаева О.В. Практические
материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры и
упражнения. - М.: Генезис, 2006
Упражнение «Разные, но
Погудкина И.С. Работа психолога с
похожие»
проблемными дошкольниками.
Цикл коррекционных занятий. – М.:
Книголюб, 2008
Игра «Мы ― разные»
Пазухина И.А. Давай
Игра «Испорченный телефон»
познакомимся. Тренинговое
Игра «Знакомстворазвитие и коррекция
представление»
эмоционального мира
Игра «Фоторобот»
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Игра «Незаконченные
Саранская О.Н. Психологический
предложения»
тренинг для дошкольников «Давай
Рисование «Домика из
дружить». – М.: Книголюб, 2008
кубиков»
Упражнение «Театральная
школа»
Упражнение «Кляксография»
Упражнение «Разные мнения»
Игра «Найди свою пару»
Пазухина И.А. Давай
Игра «Защитники девочек»
познакомимся. Тренинговое
Игра-драматизация «Спящая
развитие и коррекция
красавица»
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Игра «Король»
Погудкина И.С. Работа психолога с
проблемными дошкольниками.
Цикл коррекционных занятий. – М.:
Книголюб, 2008
Игра «Путанка»
Пазухина И.А. Давай
28

дружно»

Я умею слушать
других

Я умею
преодолевать
трудности

Игра «Гомеостат»
Игра «Живая скульптура»
Упражнение «Договорись
взглядом»
Игра «Печатная машинка»
Игра «Камушек в ботинке»
Игра «Сложи картинку»

познакомимся. Тренинговое
развитие и коррекция
эмоционального мира
дошкольников 4-6 лет. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

Хухлаева О.В. Практические
материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры и
упражнения. - М.: «Генезис», 2006
Упражнение «Мостик дружбы» Крюкова С.В., Слободянник Н.П.
Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвастаюсь и радуюсь. - М.: Генезис,
2007
Упражнение «Помоги другу»
Хухлаева О.В. Тропинка к своему
Упражнение «Настоящий
Я.-М.: Генезис, 2009
друг»
Обсуждение «Какие чувства
мешают дружить»
Игра «Все вместе!»
Баженова О.В. Тренинг
Игра «Танец с шариками»
эмоционально-волевого развития
для дошкольников и младших
школьников. - СПб.: Речь, 2010
Игра «Я опишу-ты угадай»
Баженова О.В. Тренинг
Игра «Коровы-собаки-кошки»
эмоционально-волевого развития
Игра «Птенцы»
для дошкольников и младших
школьников. - СПб.: Речь, 2010
Игра «Испорченный телефон»
Пилипко Н.В. Приглашение в мир
Игра «Пара фраз»
общения. - М.: УЦ Перспектива,
2001
Игра «Что вы слышали?»
Саранская О.Н. Психологический
Упражнение «Слухи»
тренинг для дошкольников «Давай
дружить». – М.: Книголюб, 2008
Игра «Робот»
Уханова А. Развитие эмоций и
навыков общения у ребенка. - СПб.:
Речь, 2011
Упражнение «Сделай
Хухлаева О.В. Практические
неправильный рисунок из
материалы для работы с детьми 3-9
правильного»
лет. Психологические игры и
Игра «Хочукалки»,
упражнения. – М.: Генезис, 2006
«Щекоталки», «Кричалкишепталки»
Упражнение «Мысли и
Крюкова С.В., Слободянник Н.П.
настроение»
Удивляюсь, злюсь, боюсь,
Упражнение «Даже если, в
хвастаюсь и радуюсь. - М.: Генезис,
любом случае…»
2007
Упражнение «Я справился»
Игра «Лиса и еж»
Баженова О.В. Тренинг
Игра «Пчелы и змеи»
эмоционально-волевого развития
Игра «Кто квакнул?»
для дошкольников и младших
Игра «Цапля и лягушка»
школьников. - СПб.: Речь, 2010
29

Игра «Два птенца»
Упражнение «Слепой и
поводырь»

Саранская О.Н. Психологический
тренинг для дошкольников «Давай
дружить». – М.: Книголюб, 2008
Упражнение «Противоречия»
Погудкина И.С. Работа психолога с
проблемными дошкольниками.
Цикл коррекционных занятий. – М.:
Книголюб, 2008
Игра «Говорю «да», говорю
Уханова А. Развитие эмоций и
«Нет»»
навыков общения у ребенка. - СПб.:
Речь, 2011
Упражнение «Я посылаю
Хухлаева О.В. Практические
Я умею быть
материалы для работы с детьми 3-9
доброжелательным любовь»
Упражнение «Старенькая
лет. Психологические игры и
бабушка»
упражнения. – М.: Генезис, 2006
Упражнения: «Соломинка на
Кряжева Н.Л. Развитие
ветру», «Неваляшка» ,
эмоционального мира детей.«Гармоничный танец»
Ярославль: Академия развития,
1996
Упражнение «Карусель
Саранская О.Н. Психологический
чувств»
тренинг для дошкольников «Давай
дружить». – М.: Книголюб, 2008
Игра «Мысленное письмо»
Хухлаева О.В. Практические
материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры и
упражнения. – М.: Генезис, 2006
Игра «Пизанская башня»
Баженова О.В. Тренинг
Я учусь решать
Игра «Башни замка»
эмоционально-волевого развития
конфликты
для дошкольников и младших
школьников. - СПб.: Речь, 2010
Упражнение «Возьми себя в
Кряжева Н.Л. Развитие
руки», «Врасти в землю», «Ты - эмоционального мира детей.лев», «Стойкий солдатик»
Ярославль: Академия развития,
1996
Упражнение «Поступки»
Погудкина И.С. Работа психолога с
проблемными дошкольниками.
Цикл коррекционных занятий. – М.:
Книголюб, 2008
Хухлаева О.В. Практические
«Я знаю, я умею, я Игра «Конкурс хвастунов»
Упражнение
«Я
могу»
материалы для работы с детьми 3-9
могу!»
Упражнение «Мне в тебе
лет. Психологические игры и
нравится, мне в себе нравится», упражнения. - М.: Генезис, 2006
Игра «Заяц-хваста»
Игра «Почему он так
Уханова А. Развитие эмоций и
поступил?»
навыков общения у ребенка. - СПб.:
Игра «Компьютер и художник» Речь,2011

30

Приложение № 2. Карты развития детей 6-8 лет
Инструкция по заполнению Карт развития для педагога
Педагог внимательно читает приведенные ниже характеристики
интегративных качеств и в зависимости от частоты их проявления у данного
ребенка отмечает нужное количество баллов.
Внимание! При оценке каждой характеристики интегративного качества
необходимо руководствоваться частотой ее проявления, ориентируясь на
графы в таблице Часто, Иногда, Крайне редко.
При этом:
Часто – проявляющаяся характеристика считается устойчиво
сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или
отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или
неуспешности предыдущей деятельности и т.д.
Иногда – характеристика предполагает периодическое проявление,
зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого,
настроения ребенка и т.д.
Крайне редко – данная характеристика не сформирована, а ее появление
носит случайный характер.

31

КАРТА РАЗВИТИЯ
(возраст 6-8 лет)
ФИ ребенка
возраст, № группы
дата заполнения

№

Характеристики интегративных качеств

Любознательный, активный
Проявляет интерес к новым предметам, событиям, явлениям, которые непосредственно не
1
наблюдает
Задает вопросы об известных ему предметах, событиях, явлениях для получения новой,
2
неизвестной информации
Самостоятельно исследует предметы, если их свойства и использование неизвестны и / или в
3
случаях затруднений
4
Интересуется прошлым и будущим взрослых и сверстников
5
Проявляет интерес к различным областям
Активно участвует в занятиях (задает вопросы, обращает внимание на ошибки сверстников и
6
свои ошибки, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи и пр.)
Инициирует общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Самостоятельно
7
предлагает способы позитивного общения и взаимодействия
Сочетает (интегрирует) различные усвоенные движения и действия в зависимости от
8
особенностей ситуации и своих целей
Сумма баллов
Уровневый показатель
Эмоционально отзывчивый
1
На поведение ребенка влияет указание на эмоциональное состояние взрослого или сверстника
Использует различные выразительные средства для передачи своих эмоциональных состояний,
2
эмоциональных состояний персонажей игры, художественных произведений и пр.
3
Эмоционально переживает содержание художественного произведения (рассказа, сказки, песни,

Частота проявления
крайне
часто
иногда
редко
2 балла

1 балл

0 баллов

2 балла

1 балл

0 баллов

2 балла

1 балл

0 баллов

2 балла
2 балла

1 балл
1 балл

0 баллов
0 баллов

2 балла

1 балл

0 баллов

2 балла

1 балл

0 баллов

2 балла

1 балл

0 баллов

16-12 баллов
высокий

5-11 балла
средний

4-0 баллов
низкий

2 балла

1 балл

0 баллов

2 балла

1 балл

0 баллов

2 балла

1 балл

0 баллов

32

мелодии, картины, иллюстрации и пр.), без специального воздействия со стороны взрослого
Обращает внимание на изменение настроения взрослого или сверстника, спрашивает о его
2 балла
1 балл
0 баллов
4
причинах
2-0 баллов
Сумма баллов 8-6 баллов 3-5 балла
средний
низкий
Уровневый показатель высокий
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Преобладают конструктивные формы общения и взаимодействия: договаривается, обменивается
2 балла
1 балл
0 баллов
1
предметами, распределяет действия при сотрудничестве и т.д.
Способен успешно работать в коллективе сверстников (договариваться, распределять обязанности,
2 балла
1 балл
0 баллов
2
организовывать коллективный труд, контролировать себя и других детей в контексте общей цели,
возникающих сложностей и др.)
2 балла
1 балл
0 баллов
3
Способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации
2 балла
1 балл
0 баллов
4
В общении со взрослыми и сверстниками свободно владеет диагностикой, прямой и косвенной речью
2 балла
1 балл
0 баллов
5
Способен ясно выразить свое отношение к содержанию прочитанного и дать его оценку
10-8
баллов
3-7
2-0
Сумма баллов
балла
баллов
высокий
средний
низкий
Уровневый показатель
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,
соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Независимо от эмоционального отношения к ситуации, взрослому, сверстнику выполняет усвоенные
2 балла
1 балл
0 баллов
1
правила поведения и взаимодействия
Ссылается на элементарные социальные нормы (в том числе на представления о гендерных
2 балла
1 балл
0 баллов
2
стереотипах поведения), отстаивая необходимость того или иного поведения (своего или сверстников)
Эмоционально реагирует на соблюдение / нарушение им правил, даже если взрослый ему на это не
2 балла
1 балл
0 баллов
3
указывает
Способен дать этическую оценку сверстникам и себе за соблюдение и / или нарушение правил
2 балла
1 балл
0 баллов
4
поведения и взаимодействия
3-5
2-0
Сумма баллов 8-6 баллов
Уровневый показатель высокий

балла
средний

баллов
низкий

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».