ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЯЗЫЧОК-ЗВУКОВИЧОК» (ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ) вид программы: общеразвивающая направленность: социально-педагогическая рассчитана на средний дошкольный возраст (4-5 лет) срок реализации: 1 год автор-составитель: Подольская Татьяна Генриховна, педагог дополнительного образования Карпинск 2021 СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи Программы Особенности реализации Программы Принципы и подходы к реализации Программы Особенности речевого развития детей 4-5 лет Предполагаемые результаты освоения Программы 2. 2.1. Содержательный раздел Структура Программы и основные направления профилактической работы План и содержание Программы занятий Перечень методик, используемых при диагностике речевого развития детей 2.2. 2.3. 3. 3.1. 3.2. 3.3. Организационный раздел Условия реализации Программы Обеспечение методическими материалами и средствами обучения по Программе Список используемой литературы 2 3 4 5 6 6 7 7 8 11 11 12 13 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Язычок-звуковичок» (далее Программа) имеет социально-педагогическую направленность. Данная Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ; Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодежи» от 26.02.2021 г. № 136-д); Уставом МАДОУ «Умка»; Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАДОУ «Умка». Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Преодоление нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. 3 Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. Поэтому, чем раньше начата профилактическая работа, тем она эффективнее. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. В настоящее время наблюдается рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной. Программа «Язычок-звуковичок» составлена на основе «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в дошкольных образовательных учреждениях», под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой. Программа направлена на развитие звуковой культуры речи формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, артикуляционного аппарата; развитие связной речи ребенка, творческого мышления, памяти, координации движений и мелкой моторики рук. Программа построена с учетом: - возрастных и индивидуальных особенностей детей; - положительной мотивации выполнения заданий; - чередования различных видов деятельности. 1.2. Цели и задачи Программы Цель Программы: развитие фонетической системы языка с целью повышения уровня общих речевых навыков. Задачи: Развивать основные артикуляционные движения и навыки правильного речевого дыхания (выдох длиннее, чем вдох). Закреплять произношение гласных и согласных в словах предложениях, звукоподражаниях, в небольших потешках и играх. Развивать основные просодические компоненты речи. Развивать фонематические процессы. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать связную речь и речевое общение. и Программа предусматривает изменения и дополнения с целью совершенствования образовательного процесса в зависимости от актуального уровня развития воспитанников. Данная программа реализуется в рамках дополнительных платных образовательных услуг по формированию общих речевых навыков у детей 4-5 лет на основе тематического принципа планирования занятий с целью профилактики речевых нарушений. 4 1.3. Особенности реализации Программы На занятиях используются такие виды деятельности, как: Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти. Дыхательные упражнения. Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук. Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи. В Программе учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы материал был доступен и понятен детям, предусмотрено использование нетрадиционных методов – Су-джок терапия, игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами, счетные палочки. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ. Срок реализации программы – 1 год. Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня, всего 72 занятия. Продолжительность занятия: 20 минут. Форма проведения занятий Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу воспитанников. Индивидуальная форма предусматривается для работы с детьми, которые нуждаются в дополнительных занятиях по определенным темам. Занятия с воспитанниками проводятся небольшими группами от 8 до 10 человек, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей. Форма проведения итогов реализации Программы - составление альбома работ детей, проведение открытого занятия для родителей (законных представителей) воспитанников. 5 1.4. Принципы и подходы к формированию Программы Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка. Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д. Элькониным. В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи. Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются, и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения. Программа опирается на следующие принципы: системности; комплексности; деятельностный; онтогенетический; обходного пути; общедидактические (наглядности, доступности, подхода, сознательности). индивидуального 1.5. Особенности речевого развития детей 4-5 лет Особенности развития речи детей пятого года жизни. Словарь. В этом возрасте необходимо расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства); осуществлять подбор действий к предмету; уделять внимание словам-антонимам (с противоположным значением). Формирование грамматического строя речи. Следует упражнять детей в употреблении имен существительных во множественном числе; учить образовывать форму родительного падежа множественного числа; согласовывать числительные с существительными; учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола; упражнять в употреблении притяжательного местоимения (мой). Учить правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно6 ласкательных и других суффиксов. Учить образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Учить составлять из слов словосочетания и предложения. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. В этом возрасте необходимо развивать у ребенка фонематический слух. Учить определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется. Осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком. 1.6. Предполагаемые результаты освоения Программы ребенок учится правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях; ребенок может находить слова с заданным звуком, определить место звука в слове; ребенок различает понятия «речевые звуки», «неречевые звуки», «звук», «слог», слово на практическом уровне; ребенок приобщается к элементарному звуковому анализу слова; у ребенка формируются связная речь, расширяется активный и пассивный словарный запас; у ребенка формируется и дифференцируется категорийность понятий, развивается вербально-логическое мышление. 2. Содержательный раздел 2.1. Структура Программы и основные направления профилактической работы Отражая специфику и учитывая ее направленность, рабочая программа имеет следующую структуру: 1. Обследование речи детей. 2. Укрепление артикуляционной моторики. 3. Уточнение или постановка нарушенных звуков. 4. Закрепление звука в слогах, словах. 5. Дифференциация оппозиционных звуков. 6. Заучивание потешек, скороговорок, загадок и стихов с поставленным звуком. 7. Автоматизация звука в связной речи: сказки, рассказы по сюжетным картинкам и по серии картинок. 8. Обследование речи детей. 7 2.2. План и содержание Программы Учебный (тематический) план № 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3. Название раздела. Лексические темы Количество часов Формы Практика контроля Педагогическая 1 диагностика 11,2 Всего Теория Вводное занятие 2 1 Раздел. Звуки вокруг нас Звуки природы. Голоса животных Шумовые звуки различных предметов и бытовой техники. Звуки музыкальных игрушек, музыкальных инструментов Голоса людей. Звуки, издаваемые человеком Отработка слуховой регуляции Распевки/ Знакомство с речевыми звуками Выделение речевого звука в слове (начало, конец) Выделение речевого звука в слове (середина). Определение позиции речевого звука в слове Раздел. Понятие «гласные звуки» Звук «А» Звук «О» Звук «У» Звук «Э» Звук «Ы» Звук «И» Закрепление гласных звуков. Составление звуковой схемы слов (АУ, УА). Изменение слов с помощью гласных звуков Раздел. Понятие «согласные звуки» 14 2,8 2 0,4 1,6 2 0,4 1,6 2 0,4 1,6 2 0,4 1,6 2 0,4 1,6 2 0,4 1,6 2 0,4 1,6 14 2,8 11,2 2 2 2 2 2 2 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 2 0,4 1,6 38 7,6 30,4 8 Речевая карта ребенка Речевая карта ребенка 3.1 3.2 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 3.19 Звуки [п] [п’] Звуки [б] [б’] Звуки [ф] [ф’] Звуки [в] [в’] Звуки [к] [к’] Звуки [г] [г’] Звуки [х] [х’] Звуки [т] [т’] Звуки [д] [д’] Звук [й] Звуки [м] [м’] Звуки [н] [н’] Звуки [с] [с’] Звуки [з] [з’] Звуки [ц] [ж] Звуки [ш] [щ] Звуки [л] [л’] Звуки [р] [р’] Итоговая диагностика звукопроизношения детей Всего 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 4 1 3 72 15,2 56,8 Речевая карта ребенка Итоговая диагностика Содержание тем Программы 1 Раздел. Звуки вокруг нас (14 ч.) Формирование слухового гнозиса (неречевого слуха) Игры, направленные на узнавание: - звуков природы и голосов животных разговаривает?»), («Чудо-звуки», «Кто как - шумовых звуков различных предметов и бытовой техники («Постучалки», «Послушай, как звучит», «Тишина», «Подбери картинку или игрушку», «Шумящие коробочки», «Кубик», «Что упало, то пропало»), - музыкальных игрушек и инструментов («Угадай мелодию», «Жмурки», «Колокольчик»), - голосов людей и звуков, издаваемых человеком («Кто пришел в гости?», «Чей голос?», «Узнай свой голос», «Прятки ку-ку»). 9 Игры, направленные на формирование слуховой регуляции и чувство ритма («Солнышко и дождик», «Мяч», «Проведи друга через минное поле», «Медведь и медвежонок», «Лев и черепаха», «Птичка и сосулька», «Птичка и птенчик», «Сердце тук-тук», «Дятел», «Хлопки», «Оркестр», «Круг»). Распевки речевых звуков сочетают в себе развитие речевой функции, музыкального слуха, координации двигательных навыков, дыхания. Игры на вокализацию звуков («Индейцы», «Лесенка-дорожка», «Корова Му-Му», «Розовая сказка»). 2. Раздел. Понятие «гласные звуки» (14 ч.) 3. Раздел. Понятие «согласные звуки» (38 ч.) Формирование фонетико-фонематических процессов: углубленная отработка у дошкольников. Занятия данных разделов, ориентируются на: знакомство ребенка с речевыми звуками; обеспечение автоматизации восприятия, имитации и различных манипуляций с неречевыми звуками; знакомство с речевыми звуками и хорошей их артикуляции. Игровые упражнения для развития фонетико-фонематического восприятия речи: на определение характеристики звука («Схема-картинка звука»), на выделение речевого звука на слух («Фонарики», «Нотная лесенка», «Попрыгушки, топотушки и хлопушки»), определение позиции звука в слове («Выделение речевого звука в начале слова», «Выделение речевого звука в конце слова», «Выделение речевого звука в середине слова», «Игра прятки», «Пищащий мяч», «Игрушки», «Металлофон»), на формирование фонетико-фонематических и лексикограмматических представлений («Картинки», «Поймай первый/ последний звук и придумай слово», «Фрукты», «Закончи предложение». «Четвертый – лишний»), на формирование элементарного звукового анализа слова («Живые звуки»), на дифференциацию звуков («Хлопни/ топни» или «Стукни/ погладь», «Договори слово»). 10 2.3. Перечень методик, используемых при диагностике речевого развития детей Компоненты обучения Используемые методики и развития Обследование Методики Филичевой М.Б. фонематического слуха Методика под ред. Власенко Обследование И.Т., Чиркиной Г.В.; звукопроизношения Безруковой О.А., Каленковой О.Н. Методики Власенко И.Т., Обследование Чиркина, Г.В., Трубникова грамматического строя Н.М. языка и связной речи Безруковой О.А., Каленковой О.Н. Методики Чиркиной Г.В.; Обследование слоговой Безруковой О.А., Каленковой структуры О.Н. Используемые материалы Картинный материал авторов Иншаковой О.Б., Стребелевой Е.А; Смирновой И.А.; Нищевой Н.В. 3. Организационный раздел 3.1. Условия реализации Программы Общая характеристика педагогического процесса Занятия входят в систему дополнительного образования во второй половине дня в условиях детского сада. Занятия проходят в музыкальном зале с использованием интерактивного комплекса (компьютер, проектор, интерактивная доска, звуковые колонки) или в кружковой комнате (с детской мебелью: стул – 10 шт., стол – 10 шт.; с большим настенным зеркалом; с раковиной для мытья рук; с ковровым покрытием). Курс рассчитан на детей 4 - 5 лет. Продолжительность обучения - 1 год. Общий объём материала рассчитан по 72 занятия в год (34 групповых занятия и 34 индивидуальных, 4 диагностических), по расписанию 2 раза в неделю. Продолжительность занятия для детей 4 - 5 лет – 20 минут. 11 3.2. Материально-техническое обеспечение Программы соответствует: санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; правилам пожарной безопасности; необходимой оснащенностью помещений развивающей предметнопространственной средой по возрастным и индивидуальным особенностям развития детей; необходимым учебно-методический комплектом, оборудованием, оснащением. Технические средства для подготовки и проведения занятий интерактивный комплекс, фортепиано, детские музыкальные инструменты, шумовые игрушки, массажные и резиновые разноцветные мячики, природный игровой материал (морские камушки, ракушки, палочки различной фактуры, орешки, каштаны, желуди, сушеные листья, шишки), мягкие, резиновые игрушки, наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам, игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки, игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели, игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики, мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки. Предметные картинки по лексическим темам: насекомые, одежда, инструменты, фрукты, рыбы, мебель, птицы, грибы, животные, овощи, цветы, ягоды, посуда, игрушки, школьные принадлежности, бытовые приборы, транспорт, продукты, профессии, времена года, музыкальные инструменты. Игровые и дидактические пособия на развитие мелкой моторики: трафареты; шнуровки; умные клеточки; «танграм», «колумбово яйцо»; разрезанные картинки; деревянные пазлы; укрась предмет; пальчиковый театр; пуговицы, бусы. Игровые пособия на развитие речи дошкольников: «Расскажи сказку»; «Короткие истории»; «Соседи»; «Формирование и развитие связной 12 речи» Ткаченко Т.А.; «Сюжетные картинки»; «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» Ткаченко Т.А.; «Грамматические сказки» Васильева Е.В.; «Развиваем связную речь»; «Придумай продолжение истории». 3.3. Список используемой литературы 1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. - М.: Скрипторий 2003, 2009. 2. Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. 3. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2014. 4. Иванова Ю.В. Цикл подготовительных логопедических занятий. - М.: ГНОМ и Д, 2008. 5. Карельская Е. Г. Растим говорунов. – М.: Дрофа,2007. 6. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М.: Сфера, 2004. 7. Кныш В.А. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. –М.: Аверсэв, 2009. 8. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - Развиваем речь! Старшая группа детского сад. – М.: Издательский Дом Литера,2011. 9. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. пособие/ под реда. Семенович А.В. – М.: Дрофа, 2014. 10. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2007. 10.1. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - М.: Юнвес, 2001. 11. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2008. 12. Черенкова Е. Ф. Развивающие игры с пальчиками. - М: РИПОЛ классик: ДОМ XXI век, 2011. 13