ДОП: Маленький Вундеркинд: Я мыслю!

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«МАЛЕНЬКИЙ ВУНДЕРКИНД: Я МЫСЛЮ!»
(РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

вид программы: общеразвивающая
направленность: естественно-научная
рассчитана на старший дошкольный возраст
(5 - 8 лет)
срок реализации: 2 года
автор-составитель:
Биркель Наталья Васильевна, педагог
дополнительного образования

Карпинск
2021

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы
Отличительные особенности Программы
Характеристика особенностей развития детей дошкольного
возраста

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

Содержательный раздел
Учебный план Программы занятий 1 года обучения
Содержание Программы занятий 1 год обучения
Планируемые результаты по Программе 1 года обучения
Учебный план Программы занятий 2 года обучения
Содержание Программы занятий 2 год обучения
Планируемые результаты по Программе 2 года обучения
Уровни освоения Программы и оценочные материалы

6
7
9
10
10
12
12

3.
3.1.
3.2.
3.3.

Организационный раздел
Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Список используемой литературы

14
15
15

2

3
4
4
6

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Маленький вундеркинд: я
мыслю!» (далее Программа) имеет естественно-научную направленность.
Данная Программа разработана в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Приказом Минпросвещения
России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от
30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам»;
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г. «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»; «Требованиями к
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к
приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодежи» от
26.02.2021 г. № 136-д); Уставом МАДОУ «Умка»; Положением о
дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в
МАДОУ «Умка».
Предлагаемая программа для детей старшего дошкольного возраста
направлена на развитие познавательных процессов детей посредством
развивающих игр.
Игра - ведущий и наиболее доступный вид деятельности детей
дошкольного возраста, в ней ребенок учится, развивается и растет.
Данная программа предусматривает использование развивающих игр
доступных для детей дошкольного возраста: цветные палочки Кюизенера,
логические блоки Дьенеша, игровой набор кубиков «Сложи узор» Никитина,
головоломки «Квадрат Воскобовича», «Танграм».
Эти развивающие игры нового поколения позволяют детям овладеть
предметными действиями, способствуют развитию воображения, творческих
способностей, способностей к моделированию и конструированию,
развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к нагляднообразному и логическому мышлению, координацию движений, речь ребенка.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы
заключается, прежде всего, в идее использования развивающих игр уже на
первом этапе дошкольного возраста как эффективного средства умственного,
речевого и психического развития ребенка. Раннее использование
развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для
3

дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие
личности ребенка.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель программы: формирование познавательных способностей детей
старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Задачи программы:
1. Образовательные:
 формировать первоначальные умения анализировать, сравнивать,
обобщать, классифицировать,
 осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,
обдумывать и планировать свои действия;
 способствовать развитию основных приемов тождества и различия
предметов по одному, нескольким признакам.
2. Развивающие:
 развивать познавательные процессы восприятия, памяти,
внимания, воображения;
 прививать элементарные навыки алгоритмической культуры
мышления.
3. Воспитательные:
 формировать мотивационную установку к познанию;
 •активизировать интерес к развивающим играм;
 •формировать основы морально-волевых качеств личности:
ответственность, трудолюбие
1.3. Отличительные особенности Программы
Занятия по Программе построены в игровой форме с интересным
содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми,
рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно
создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют
рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Учатся классифицировать
логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с
символическим
обозначением
свойств фигур,
«расшифровывают»
изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.
На занятиях активно используются альбомы, изданные для игр с
палочками Кьюизенера, блоками Дьенеша и кубиками «Сложи узор».
Формы и режим занятий
Содержание занятий ориентировано на возрастные группы детей:
5-6 лет и 6-8 лет.
Наполняемость групп: от 8 до 10 человек.
Частотность занятий:1 или 2 раза в неделю, согласно расписанию.
4

Ведущей формой организации занятий является групповая.
Занятия проводятся в игровой форме. Дети не ограничены в
возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение.
Использование игровых методов приемов, сюжетов, сказочных персонажей,
схем вызывает постоянный интерес к развивающим играм. Занятия не носят
форму «изучения и обучения», а превращаются в творческий процесс
педагога и детей. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса
обучения,
максимально
удовлетворяют
потребности
ребенка
в
самостоятельности – речевой и поведенческой. Основной упор сделан на
применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут
проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня
развития и подготовленности ребенка к восприятию.
Образовательная деятельность построена с учетом возрастных
особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от простого
к сложному».
Продолжительность занятий:
в группе детей 5-6 лет – 20-25 минут;
в группе детей 6-8 лет - 30 минут.
Сроки реализации Программы – программа рассчитана на 2 года.
Объем программы: по 34 часа.
Ожидаемые результаты освоения Программы
Предметные результаты:
 у воспитанников сформированы первоначальные приемы умственных
действий (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать,
осуществлять решение в соответствии с заданными правилами);
 воспитанники обладают приемами тождества и различия предметов по
одному, нескольким признакам;
 воспитанники знают понятия величины: большой, маленький, толстый,
тонкий, такой же, длинный, короткий, масса, легкий, тяжелый, длина,
ширина;
 воспитанники знают геометрические фигуры и тела: квадрат, куб, круг,
шар, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, ромб.
Метапредметные результаты:
 воспитанники обладают начальными навыками алгоритмической
культуры мышления.
Личностные результаты:
 у воспитанников сформирована мотивационная установка к познанию,
активизирован интерес к развивающим играм;

5

 воспитанники обладают способностью обдумывать и планировать
действия объединения совокупности предметов в единое целое.
Полученные результаты дети демонстрируют на открытом занятии с
приглашением родителей.
1.4. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Воспитанники способны не только решить задачу в наглядном
плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой
последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако
подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети
будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно
выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе
наглядного моделирования.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; систематизируются представления детей.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно- логического мышления.
В дошкольном возрасте у воспитанников еще отсутствуют
представления о классах объектов. Воспитанники группируют объекты по
признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться
операции логического сложения и умножения классов.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм
объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных
средств (схематизированные представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,
причинное мышление, воображение.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный (тематический) план занятий Программы
1-й год обучения
№
1.

Название раздела.
Темы занятий

Блок «Знакомство с
развивающими играми»

1.1 Блоки Дьенеша
1.2 Цветные палочки Кьюзинера
Кубики из набора «Сложи

1.3 узор»
Блок «Маленькие
2.
логики»

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

6

3

3

2
2

1
1

1
1

наблюдение
наблюдение

2

1

1

наблюдение

5

1,2

3,8

6

Игры на группировку по

2.1 одному признаку: форма или

размер
Игры на группировку по двум
2.2 признакам: толщина и размер
Игры на группировку по трем
2.3 признакам: толщина, форма,
размер
Игры на группировку по
2.4 четырем признакам: толщина,
форма, размер и цвет

3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.

Блок «Цветные палочки»
Выкладывание изображений
путем наложения на образец
Выкладывание сюжетов
палочками и сравнение
размеров
Выкладывание сюжетов
палочками с опорой на схемы
Выкладывание сюжетов
палочками по словесной
инструкции
Выкладывание героев сказок
палочками по собственному
замыслу

Блок «Чудо-кубики»

Выкладывание изображений с
4.1 прорисованными гранями
каждого кубика по образцу
Выкладывание сплошных
4.2 изображений. Придумывание
историй и новых героев

5.

Блок «Давайте
поиграем»
Игры с карточками, на которых

5.1 обозначены свойства блоков
6. Итоговое занятие
Всего

самоанализ

1

0,2

0,8

1

-

1

взаимоанализ

1

-

1

взаимоанализ

2

1

1

взаимоанализ

10

2

8

2

0,4

1,6

наблюдение

2

0,4

1,6

взаимоанализ

2

0,4

1,6

самоанализ

2

0,4

1,6

взаимоанализ

2

0,4

1,6

практическое
задание

6

1,2

4,8

2

0,4

1,6

наблюдение

4

0,8

3,2

взаимоанализ

6

3

3

6

3

3

2
34

10,4

2
23,6

практическое
задание
диагностика

2.2. Содержание Программы 1-го года обучения
Блок «Знакомство с развивающими играми» - 6 ч.
Знакомство с блоками Дьенеша: рассматривание фигур, определение их
цвета, сходств и различий между ними. Задания: «Найди фигуру по цвету
(форме)», «Найди синие фигуры (круглые, красные и т.д.)», «Назови
фигуру». Раскладка простейших изображений из альбома «Маленькие
логики», используя логические блоки Дьенеша. – 2 ч.

7

Знакомство с цветными палочками Кьюзинера. Задания: «Сортировка по
цветам, размерам», «Сложить узор/ изображение, используя чередование по
размерам, цветам». – 2 ч.
Знакомство с кубиками из набора «Сложи узор».
Определение цветов каждой грани кубиков. Построение простейших
изображений по схеме. – 2 ч.
Блок «Маленькие логики» - 6 ч.
Игры с блоками Дьенеша «Дупло белочки», «Мостик через реку», «Ёжик».
Группировка по одному признаку: форма или размер. Группировка по двум
признакам: форма и размер. Группировка по трем признакам: форма, размер,
цвет. - 2 ч.
Игры с блоками Дьенеша «Машинки», «Толстые и тонкие». Группировка по
одному признаку: толщина. Группировка по двум признакам: толщина и
размер. Группировка по трем признакам: толщина, форма, размер.
Группировка по четырем признакам: толщина, форма, размер и цвет. - 4 ч.
Блок «Цветные палочки» - 10 ч.
занятия данного блока посвящены играм с палочками Кьюзинера
«Выкладываем из палочек»
Выкладывание изображений путем наложения на образец. Придумывание
собственных построек – 2 ч.
«Выкладываем сюжеты»
Выкладываем сюжет из палочек «Птичий двор», «Аквариум». Составление
рассказов по составленным сюжетным картинкам. – 2 ч.
Выкладываем сюжет из палочек «Рамка для картины», «Дачный поселок».
Составление натюрморта «Ваза с цветами», сравнение размеров. Постройка
дачного участка с опорой на карточку-образец. Работа в парах: рассказ о
своем участке. -2 ч.
Выкладываем сюжет из палочек «Кукла Маша». Выкладывание куклы
палочками по словесной инструкции. Задание: отгадай загадку и выложи
ответ-изображение палочками, рассказать о ней: что любит, что умеет – 2 ч.
«Оживи сказку». Выкладываем сюжет из палочек «Красная шапочка», «Три
медведя». Составление рассказов по составленным сюжетным картинкам. – 2
ч.

8

Блок «Чудо-кубики» - 6 ч.
на занятиях данного блока используются кубики из набора «Сложи узор».
1-й уровень. Рисунки – схемы имеют прорисованные границы у каждого
кубика, изображение кубиков дается в натуральную величину. Ребенок
просто
копирует
изображение,
осваивает
различные
способы
комбинирования цветных граней.
2-й уровень. Изображение в натуральную величину, сплошное, границы
между кубиками не прорисованы. Размер рисунка позволяет ребенку
составлять изображение методом наложения, но непрорисованные границы
превращают рисунок в головоломку.
Выкладывание изображений с прорисованными гранями каждого кубика по
образцу. Выкладывание самостоятельно придуманных узоров – 2 ч.
Выкладывание сплошных изображений. Придумывание историй и новых
героев. – 4 ч.
Блок «Давайте поиграем» - 6 ч.
На занятиях данного блока дети не только играют в игры с логическими
блоками Дьенеша, но знакомятся с карточками, на которых обозначены
свойства блоков, учатся находить блоки по изображенному на карточке
свойству.
«Играем вместе» Игры «Цепочка», «Второй ряд», «Раздели фигуры»,
«Художники», «Магазин» - 2 ч.
«Загадки без слов» Игры «Опиши фигуру», «Загадки» - 2 ч.
Выкладывание изображений, по обозначениям свойств используемых фигур
– 2 ч.
2.3. Планируемые результаты 1-го года обучения
По итогам реализации Программы будут:

Уметь выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину;
классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам.

Различать цвета и размер палочек.

Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика
на изображение в натуральную величину.

Придумывать небольшие рассказы, «оживлять» изображение.

Знать обозначение свойств фигур-блоков, уметь работать со схемами.

9


«Расшифровывать»
обозначению ее свойств.

изображения,

находить

нужную

фигуру

по

2.4. Учебный (тематический) план занятий Программы
2-й год обучения
№
1.

Название раздела.
Темы занятий

Блок «Маленькие
логики»
Игры с головоломками

1.1 «Танграм», «Части целого»
Игры с квадратами

1.2 Воскобовича
1.3 Игры по клеточкам
2. Блок «Цветные палочки»
Выкладывание «Лесенки» (счет

2.1 от 1 до 10, обратный счет)

Выкладывание сюжетов
2.2 палочками по словесной
инструкции
Выкладывание героев сказок
2.3 палочками по собственному
замыслу

3.

Блок «Чудо-кубики»

Количество часов
Теория

Практика

10

4

6

2

1

1

наблюдение

2

1

1

наблюдение

6
6

2
2

4
4

наблюдение

2

1

1

самоанализ

2

1

1

взаимоанализ

2

-

2

взаимоанализ

8

3

5

3

1

2

наблюдение

3

1

2

взаимоанализ

2

1

1

самоанализ

8

2

6

8

2

6

наблюдение

2
34

11

2
23

диагностика

Выкладывание изображений с

3.1 прорисованными гранями

каждого кубика по образцу
Выкладывание сплошных
3.2 изображений. Придумывание
историй и новых героев
Выкладывание изображений по
3.3 уменьшенным схемам

4.

Блок «Давайте
поиграем»
Игры с карточками, на которых

4.1 обозначены свойства блоков
5. Итоговое занятие
Всего

Формы контроля

Всего

2.5. Содержание Программы 2-го года обучения
Блок «Маленькие логики» - 10 ч.
занятия данного блока направлены на знакомство с различными логическими
играми

10

Игры с головоломками «Танграм», «Части целого» - 2 ч.
Игры с квадратами Воскобовича – 2 ч.
Игры по клеточкам: выкладывание изображения цветными квадратиками,
написание графических диктантов, изображения в системе координат.
Знакомство с игровизорами Воскобовича – 6 ч.
Блок «Цветные палочки» - 6 ч.
занятия данного блока посвящены играм с палочками Кьюзинера
Выкладывание «Лесенки» (счет от 1 до 10, обратный счет) – 2 ч.
Выкладываем сюжет палочками по словесной инструкции «Выставка собак».
Задание: отгадай загадку и выложи ответ-изображение палочками, рассказать
о собаках: что любит, что умеет – 2 ч.
«Оживи сказку» Выкладываем сюжет из палочек «Дюймовочка»,
«Буратино». Составление рассказов по составленным сюжетным картинкам.
– 2 ч.
Блок «Чудо-кубики» - 8 ч.
на занятиях данного блока используются кубики из набора «Сложи узор».
1-й уровень. Рисунки – схемы имеют прорисованные границы у каждого
кубика, изображение кубиков дается в натуральную величину. Ребенок
просто
копирует
изображение,
осваивает
различные
способы
комбинирования цветных граней.
2-й уровень. Изображение в натуральную величину, сплошное, границы
между кубиками не прорисованы. Размер рисунка позволяет ребенку
составлять изображение методом наложения, но непрорисованные границы
превращают рисунок в головоломку.
3-й уровень. Рисунки даны в уменьшенном масштабе, границы прорисованы.
Выкладывание изображений прорисованными гранями каждого кубика по
образцу. Составление изображений, меняя цвета (красный на синий, белый
на желтый или наоборот). – 3 ч.
Выкладывание сплошных изображений. Придумывание историй и новых
героев. – 3 ч.
Выкладывание изображений по уменьшенным схемам. Задание на развитие
памяти: «сфотографируй» рисунок и воспроизведи без него изображения – 2
ч.

11

Блок «Давайте поиграем» - 8 ч.
На занятиях данного блока дети не только играют в игры с логическими
блоками Дьенеша, но знакомятся с карточками, на которых обозначены
свойства блоков, учатся находить блоки по изображенному на карточке
свойству.
Игры «Построй дорожку», «Где, чей гараж?», «Засели домики» - 2 ч.
Задания с карточками свойств. Игры «Опиши фигуру», «Загадки без слов» - 2
ч.
Выполнение заданий из альбома «Лепим нелепицы»: «Воробей»,
«Косолапый крокодил», «Снежный бегемот» - 4 ч.
2.6. Планируемые результаты 2-го года обучения
По итогам реализации Программы будут:

Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие,
систематизировать и группировать их по цвету, форме, величине, толщине.

Выстраивать ряды (лесенки) из палочек, находить недостающую
палочку.

Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика
на более сложные изображения в натуральную величину.

Выкладывать узоры из кубиков по уменьшенным изображениям.

«Оживлять» изображение, составляя рассказы, придумывая небылицы.

Выкладывать изображения по памяти.

Уметь работать со схемами.

«Расшифровывать» изображение, находить нужную фигуру по
обозначению ее свойств.
2.7. Уровни освоения Программы и оценочные материалы
Результативность Программы отслеживается в ходе проведения
педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня
развития познавательных процессов.
Для проведения диагностики используются следующие методики:
Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов)
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об
окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между
некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически
правильно выражать свою мысль. Для детей от 4 лет.
Стимульный материал: картина с изображением большого количества
нелепостей.

12

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли
здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не
так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно
быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала
ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем
объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и
выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и
назвать как можно больше нелепиц.
Оценка результатов и определение уровня развития:
10 баллов (очень высокий уровень развития) – такая оценка ставится ребёнку
в том случае, если за отведённое время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся
на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и,
кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок заметил и отметил все
имеющиеся нелепицы, но от одной до трёх из них не сумел до конца
объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6 – 7 баллов (средний уровень развития) – ребёнок заметил и отметил все
имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и
сказать, как на самом деле должно быть.
4 – 5 баллов (средний уровень развития) – ребёнок заметил все имеющиеся
нелепицы, но 5 – 8 из них не успел за отведённое время до конца объяснить и
сказать, как на самом деле должно быть.
2 – 3 балла (низкий уровень развития) – за отведённое время ребёнок не
успел заметить 1 – 4 из 8 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения
дело не дошло.
0 – 1 балл (очень низкий уровень развития) – за отведённое время ребёнок
успел обнаружить меньше четырёх из восьми имеющихся нелепиц.
Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями на
конкретном материале». (Г.С. Урунтаева)
Подготовка исследования: подготовить 8 геометрических фигур,
различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, красные и
синие, большие и маленькие).
Проведение исследования: эксперимент проводят индивидуально с
детьми старше 5 лет. Перед ребёнком в произвольной последовательности
раскладывают ряд из 8 геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие
это фигуры, и сказать, чем они отличаются друг от друга, добиваясь названия
всех отличий. В случае необходимости указывают на 2 фигурки,
различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький
красный квадраты), и спрашивают, чем отличаются друг от друга эти
фигурки. После этого подчёркивают, что здесь есть фигурки квадратные и
круглые, красные и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда
13

любую фигурку и предлагают малышу найти самую непохожую на эту. Если
ребёнок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчёркивая
слова «самую непохожую». После того как ребенок сделал выбор, указанную
им фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой – образцом и
спрашивают, почему он думает, что эти фигурки самые непохожие. Если
ребёнок ошибся, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется.
Обработка данных. На основе анализа протоколов детей распределяют
по трём уровням в овладении логическими операциями.
Высокий уровень. Ребёнок выбирает фигурку по трём параметрам либо при
первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и
чётко объясняет свой выбор («Потому что квадрат, а это кружок, этот
красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).
Средний уровень. Ребёнок выполняет задание сам или с незначительной
помощью взрослых, но затрудняется объяснить выбор фигурки.
Низкий уровень. Ребёнок не справляется с заданием.
3. Организационный раздел
3.1. Условия реализации Программы
Общая характеристика педагогического процесса
Занятия входят в систему дополнительного образования во второй
половине дня в условиях детского сада.
Занятия проводятся в музыкальном зале или кружковом помещении.
Курс рассчитан на детей 5 - 8 лет.
Продолжительность обучения - 2 года.
Общий объём материала рассчитан по 34 занятия в год (1-2 занятия в
неделю).
Продолжительность занятия
для детей 5 - 6 лет – 20-25 минут,
для детей 6 - 8 лет – не более 30 минут.
Основная форма работы – групповая.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
соответствует:
 санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
 правилам пожарной безопасности;
 необходимой оснащенностью помещений развивающей предметнопространственной средой по возрастным и индивидуальным
особенностям развития детей;
 необходимым учебно-методический комплектом, оборудованием,
оснащением.
14

Кружковая меблирована (детский стол – 10 шт., детский стул – 10 шт.,
шкафы для хранения оборудования – 2 шт., стеллажи – 4 шт.)
Технические оборудование и дидактические средства для
подготовки и проведения занятий
 интерактивный комплекс (интерактивная доска, проектор, компьютер);
 наборы цветных палочек Кюизенера – 10 шт.;
 наборы блоков Дьенеша – 10 шт.;
 наборы кубиков «Сложи узор» - 10 шт.;
 набор «Квадрат Воскобовича» - 10 шт.;
 «Игровизор» Воскобовича – 10 шт.;
 головоломки «Танграм», «Части целого» и др. – 10 шт.;
 дидактические альбомы для блоков Дьенеша и палочек Кюизенера:
«Давайте вместе поиграем»«Чудо кубики», «Чудо кубики 2»,
«Маленькие логики 2», «Лепим нелепицы».
3.3. Список используемой литературы
1. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и
упражнения по
2. обучению математике детей 5 – 7 лет/ сост. Л.Д. Комарова - М: Изд.
Гном и Д, 2012.
3. Математика от трех до шести. Учебно-методическое пособие для
воспитателей детских садов / Сост. З.А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. –
СПб.: Изд-во «Акцидент»., 1995.
4. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.
- СПб «Детство – Пресс», 2000.
6. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с
палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МозаикаСинтез, 2011.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».