Положение о наставничестве педагогических работников в МАДОУ "Умка"

ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве педагогических работников
в МАДОУ «Умка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет понятия и содержание совместной деятельности
наставников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющими
стабильные показатели в работе, способными и готовыми делиться своим
профессиональным опытом, и молодых педагогов.
1.2. Наставничество - одна из центральных тем национального проекта «Образование» и
федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель
будущего», «Молодые профессионалы».
В организации наставничества МАДОУ «Умка» города Карпинска руководствуется
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
нормативными правовыми актами Министерства просвещения РФ, приказами министерства
образования и молодежной политики Свердловской области, приказами отдела образования
Администрации городского округа Карпинск, настоящим Положением.
1.3. Основные термины и понятия настоящего Положения:
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное общение,
основанное на доверии и партнерстве.
Наставничество в образовательной организации – разновидность индивидуальной
работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности в образовательной организации или имеющих трудовой стаж не более 5-ти лет.
Наставничество является одним из способов повышения профессионализма молодого
педагога.
Наставник – опытный педагог, обладающий профессиональными и нравственными
качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой педагог – педагог дошкольного образования, владеющий теоретическими
знаниями основ педагогики, психологии и методики проведения занятия, проявляющий
желание к дальнейшему совершенствованию своих профессиональных навыков и умений.
Он целенаправленно повышает профессиональную квалификацию под непосредственным
руководством наставника по разработанному плану профессионального становления.
Метакомпетенции – «гибкие» навыки, позволяющие формировать новые знания и
компетенции. Например, способность к саморазвитию и самообразованию,
коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, критическое мышление и др.

1.4. Настоящее Положение вступает в действие с момента его утверждения
соответствующим Приказом и действует до его отмены либо до момента введения в действие
нового положения.
2. Цели и задачи наставничества в образовательной организации
2.1. Целями наставничества являются
- осуществление методического сопровождения молодых педагогических работников
в их профессиональном становлении;
- формирование высококвалифицированного и стабильного педагогического
коллектива.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
- привитие молодым педагогам интереса к педагогической деятельности;
- ускорение процесса профессионального становления молодого педагога, развитие
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности
по занимаемой должности;
- содействие успешной адаптации к организационной культуре, усвоение лучших
традиций коллектива и правил поведения в МАДОУ «Умка», выработка сознательного и
творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.
3. Организационные основы наставничества в образовательной организации
3.1. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель руководителя и
(или) лицо, назначенное за организацию наставничества (далее – ответственный).
3.2. Ответственный подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогических
работников, обладающих способностью и готовностью делиться профессиональным
опытом, коммуникативными и гибкими навыками общения, имеющих опыт воспитательной
и методической работы, стабильные результаты в работе, со стажем педагогической
деятельности не менее 5 лет.
3.3. Кандидатуры наставников утверждаются приказом руководителя образовательной
организации.
3.4. Приказ об утверждении кандидатуры наставника издается не позднее двух недель с
момента назначения молодого педагога на должность.
3.5. Наставник может осуществлять наставничество над одним или двумя молодыми
педагогами одновременно.
3.6. Назначение наставника производится при обоюдном согласии наставника и молодого
педагога, за которым он закреплен.
3.7. Замена наставника производится приказом руководителя в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу молодого педагога или наставника;
- несовместимости наставника и молодого педагога.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение молодым
педагогом запланированных результатов в период наставничества. Оценка производится в
ходе промежуточного и итогового контроля.

3.9. За деятельность и успешную работу наставник поощряется в соответствии с
действующей в образовательной организации системой поощрения и стимулирования.
4. Обязанности и права наставника образовательной организации
4.1. Наставник должен:
знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов,
определяющих права и обязанности молодого педагога по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым педагогом план его профессионального
становления с учетом уровня его педагогической, методической и профессиональной
подготовки по занимаемой должности;
изучать профессиональные и нравственные качества молодого педагога, его отношение
к проведению учебных занятий и воспитательных мероприятий, коллективу образовательной
организации, воспитанникам и их родителям (законным представителям);
знакомить молодого педагога с образовательной организацией, спецификой её
деятельности, содержанием основной образовательной программы дошкольного
образования и требованиям федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования к результатам освоения воспитанниками основной
образовательной программы дошкольного образования;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и
техники безопасности);
осуществлять методическое сопровождение при проведении молодым педагогом
образовательной деятельности и воспитательных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым педагогом план профессионального становления;
оказывать молодому педагогу индивидуальную помощь в овладении практическими
приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять
допущенные ошибки;
способствовать профессиональной адаптации молодого педагога, развитию у него
положительных качеств, общекультурного и профессионального кругозора, корректировать
его поведение в образовательной организации, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого педагога, в представлении результатов работы наставнических пар
(групп) по итогу учебного года на методическом совете образовательной организации
(педагогическом совете и др.), формат предоставления отчета определяется ежегодно
образовательной организацией.
4.2. Наставник с согласия заместителя руководителя может подключать других сотрудников
образовательной организации к развитию профессиональных компетенций молодого
педагога.
4.3. Наставник имеет право в случае выявленной в процессе совместной деятельности
профессиональной и психологической несовместимости, причин, связанных с участием в
работе региональном и муниципальном тьюторстве, с состоянием собственного здоровья и
здоровья своих близких, иными личными обстоятельствами, обращаться к руководству
образовательной организации о снятии с него полномочий наставника.
5. Обязанности и права молодого педагога
5.1. В период наставничества молодой педагог обязан:
- выполнять в установленные сроки и в полном объеме мероприятия, предусмотренные
индивидуальным планом обучения;

- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с исполнением своих
функциональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного выполнения функциональных обязанностей;
- совместно с наставником выявлять и устранять допущенные ошибки;
- сообщать наставнику о возникших трудностях;
- проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в
профессиональной деятельности.
- изучать законы и иные нормативные акты, регламентирующие деятельность в
области образования и воспитания;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- профессионально строить свои взаимоотношения с наставником, учиться у него
передовым методам и формам работы;
- повышать свой образовательный и культурный уровень;
- посещать мероприятия, направленные на повышение профессионального мастерства.
5.2. Молодой педагог имеет право:
- пользоваться имеющейся нормативно-правовой, психолого-педагогической и
учебно-методической литературой;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом и помощью по
профессиональным вопросам;
- вносить на рассмотрение администрации образовательной организации предложения
по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- повышать свою квалификацию вне рамок наставничества;
- в случае выявленной в процессе совместной деятельности профессиональной и
психологической несовместимости обращаться к руководству образовательной
организации о замене наставника или иными личными обстоятельствами, обращаться к
руководству образовательной организации о снятии с него полномочий наставника.
6. Руководство работой наставника в образовательной организации
6.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя
руководителя образовательной организации или лицо, назначенное за организацию
наставничества.
Заместитель руководителя обязан:
- представить назначенного молодого педагога педагогическому коллективу
образовательной организации, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создавать необходимые условия для совместной работы молодого педагога с
закрепленным за ним наставником;
- посещать отдельные занятия и воспитательные мероприятия, проводимые
наставником и молодым педагогом;
- организовывать обучение наставников передовым формам и методам
индивидуальной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми педагогами;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт наставничества в
образовательной организации;
- определять формы поощрения наставников.
6.2. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми педагогами несет
лицо, ответственное за организацию наставничества.
6.3. Ответственный за организацию наставничества обязан:
- рассмотреть и утвердить индивидуальный план работы наставника;
- провести инструктаж наставников и молодых педагогов;

- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять методическое сопровождение деятельности наставника;
- участвовать в обсуждении результатов работы наставнических пар, проводить
мониторинг ежегодно.
7. Документы, регламентирующие деятельность наставников в образовательной
организации
7.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников в образовательной
организации, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ руководителя образовательной организации об организации наставничества;
- план мероприятий («дорожная карта») по реализации положения о наставничестве;
- приказ о формировании наставнических пар;
- индивидуальный план совместной работы наставника и молодого педагога;
- отчет о выполнении индивидуального плана совместной работы наставника и
молодого педагога.

Приложение 1 к Положению о наставничестве

Утверждаю:_________________
Заместитель заведующего по ВМР
ФИО, дата
Примерный индивидуальный план совместной работы
наставника и молодого педагога
на период: с ___________ по ______________________
сроки
мартапрель

Содержание деятельности
Собеседование с молодыми педагогами
Разработка и утверждение индивидуального плана
работы с молодым педагогом
Изучение локальных нормативных актов ДОУ

апрель

май

Посещение образовательной деятельности
опытных воспитателей. Анализ ОД
Изучение методических разработок
образовательной деятельности
Обмен мнениями по проблемам, с которыми
приходится сталкиваться молодым педагогам
Использование ИКТ-технологий в работе
педагога
Диагностика личностных качеств педагога
Изучение методических разработок
«Организация досуговой деятельности:
утренник, праздник, игра», «Методика
проведения родительского собрания»
Посещение детских досуговых мероприятий

август

сентябрь

октябрь,
ноябрь

декабрь

Работа со шкалами МКДО «Организация
предметно-развивающей среды»
Диагностика профессиональных качеств педагога
Обмен мнениями по текущим проблемам работы
молодых специалистов
Практикум «Современные образовательные
технологии, их использование в ОП»
Здоровьесберегающий подход в развитии
успешности ребенка
Презентация для педагогического коллектива
«Приемы аттракции в общении»
Мастер-класс «Организация
дифференцированного подхода к ребенку»
Практикум «Педагогическое наблюдение.
Заполнение карт развития ребенка»
Анкетирование на выявление
профессиональных затруднений
Подведение итогов. Методическая выставка
достижений молодого педагога
Отчеты наставников о работе с молодыми
педагогами

Ответственный
Заведующий
Заместитель заведующего по
ВМР, наставник
Самостоятельно,
наставляемый
Наставляемый, наставник
Заместитель заведующего по
ВМР, наставник
Наставляемый, наставник
Наставляемый, наставник
Самообследование
Заместитель заведующего по
ВМР, наставляемый
Наставляемый,
музыкальный руководитель
Наставник
Наставник
Наставник
Наставник
Инструктор по физической
культуре
Самостоятельно,
наставляемый
Заместитель заведующего по
ВМР, наставник
Заместитель заведующего по
ВМР, наставник
Заместитель заведующего по
ВМР, наставник
Наставляемый, наставник
Наставник

Наставник: _______________________ /ФИО
Наставляемый (молодой педагог) _______________________ /ФИО
Дата

Приложение 2 к Положению о наставничестве

Согласовано: _________________
Заместитель заведующего по ВМР
ФИО, дата
Отчет о выполнении индивидуального плана совместной работы наставника
и молодого педагога
на период: с ___________ по ______________________

ФИО молодого педагога _________________________
Должность молодого педагога _____________________________
Период выполнения индивидуального плана: с ____________ по _____________
2022 г.
Показатели
Умение применять полученные теоретические знания в
профессиональной деятельности
Работоспособность, объем выполняемых
функциональных обязанностей
Отношение к работе, самостоятельность и
инициативность в профессиональной деятельности /
достижения

ФИО педагога-наставника _________________________
Дата _____________
Подпись _____________

Краткая характеристика
достигнутых показателей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».