Положение об инструментарии внутреннего мониторинга качества образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Умка»
624930 Свердловская область, г. Карпинск, ул. Луначарского, д. 96,
тел. (34383) 9-02-00 e-mail: sad_umka@ekarpinsk.ru

Рассмотрено
Педагогическим советом
МДАОУ «Умка»
протокол № 2
от 27 августа 2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об инструментарии внутреннего мониторинга
качества образования
в муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении детском саду «Умка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о инструментарии и формах внутреннего мониторинга качества
образования (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки
качества образования в муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении детском саду «Умка» общеразвивающего вида (далее – МДАОУ «Умка»,
Организация), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание
процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также, общественное
участие в оценке и контроле качества образования.
1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с
действующими правовыми и нормативными документами системы образования:
 Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
 Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) «О введении ФГОС
дошкольного образования».
 Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013г. № 462 «Об утверждении порядка
проведения самообследования образовательной организацией»
 Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 "Об осуществлении
мониторинга системы образования" (вместе с "Правилами осуществления
мониторинга системы образования").
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820».
 Устав МАДОУ «Умка».

1.3. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая
степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам
(образовательным стандартам) и потребностям физического или юридического лица, в
интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень
достижений планируемых результатов образовательной программы.
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация
мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного
процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного
образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного
образования.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования,
результатом которого является установление степени соответствия измеряемых
образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям
участников образовательного процесса.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка
уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и
содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.4. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
 образовательная статистика;
 при реализации Основной образовательной программы дошкольного образования
МАДОУ «Умка» проводится мониторинг динамики развития детей:
педагогическими работниками заполняются Карты развития детей в рамках
организации развивающего оценивания. Результаты педагогической диагностики
(мониторинга) могут использоваться для индивидуализации образования и
оптимизации работы с группой детей;
 мониторинговые исследования;
 социологические опросы;
 отчеты педагогов и воспитателей дошкольной организации;
 посещение занятий образовательной деятельности, мероприятий, организуемых
педагогами дошкольной организации.
2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования
2.1. Целью системы оценки качества образования является установление соответствия
качества дошкольного образования в МАДОУ «Умка» ФГОС ДО.
2.2. Задачами системы оценки качества образования являются:
 Определение объекта системы оценки качества образования,
параметров.

установление







Подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических
материалов, методов контроля.
Сбор информации по различным аспектам образовательного процесса, обработка и
анализ информации по различным аспектам образовательного процесса.
Принятие решения об изменении образовательной деятельности, разработка и
реализация индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения
детей.
Изучение состояния развития и эффективности деятельности дошкольной
организации принятие решений, прогнозирование развития.
Расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольной
организации.

2.3. Основными принципами системы оценки качества образования МАДОУ «Умка»
являются:
 принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о
качестве образования;
 принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую
систему оценки качества образования;
 принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для
различных групп потребителей;
 принцип рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в
критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на
объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки,
самооценки, самоанализа каждого педагога;
 принцип оптимальности использования источников первичных данных для
определения показателей качества и эффективности образования (с учетом
возможности их многократного использования);
 принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с
учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
 принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными,
региональными аналогами;
 принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними
взаимосвязей и взаимозависимостей;
 принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки
качества образования в дошкольной организации.
3. Организационная и функциональная структура системы оценки качества
образования
3.1. Работа по проведению мониторинга качества образования МАДОУ «Умка»
предполагает:
 соотнесение полученных результатов с действующим стандартом дошкольного
образования;
 выработка критериев оценки качества образовательного процесса и показателей,
обеспечивающих формирование целостного представления о его состоянии с точки
зрения соответствия стандарту;
 сбор данных о качестве образования в Организации и проведение самооценки;
 принятие и исполнение управленческого решения, и оценивание результатов
принятых мер в соответствии с целями, стандартами, нормами.

3.2. Организационная структура МАДОУ «Умка», занимающаяся оценкой качества
образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию
Организации, педагогический совет, временные структуры (творческие группы педагогов,
комиссии и др.).
Руководство мониторингом в дошкольной организации находится в компетенции
заведующего, который:
 определяют объем и структуру информационных блоков и организуют их;
 планируют и организуют комплексные мониторинговые исследования разных
сторон деятельности Организации;
 организуют распространение информации о результатах мониторинга.
3.3. Мониторинговая группа в МАДОУ «Умка» является общественным органом
самоуправления процессами функционирования и развития организации.
Содержание ее деятельности определяется целями, задачами, направлениями и
содержанием работы организации, закрепляется планом-графиком работы и приказом
заведующего МАДОУ «Умка».
Состав членов Группы набирается на добровольной основе из числа педагогических
работников ДОО. Форма отчетности определяется членами Группы и согласовывается с
руководителем.
Срок действия Группы определяется содержанием плана-задания. Служба
прекращает функционирование после отчета на Педагогическом совете или педагогическом
совещании (планерке) об итоговых результатах своей деятельности.
Периодичность, показатели, формы сбора и обработки информации определяются
администрацией МАДОУ «Умка».
Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за
достоверность и объективность представляемой информации, за использование данных
мониторинга, их обработку, анализ и распространение результатов.
3.4. Мониторингом предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
 оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики
(оценка индивидуального развития детей 3-7(8) лет, связанная с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего
планирования);
 внутренняя оценка, самооценка организации;
 внешняя оценка организации, в том числе независимая профессиональная и
общественная оценка.
3.5. Диагностика развития ребенка проводится с использованием:
 Наблюдение за развитием детей от 3 до 48 месяцев и протоколирование результатов.
/ под ред. С.Н. Бондаревой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016.
 Наблюдение за развитием детей от 48 до 72 месяцев и протоколирование результатов
/под ред. С.Н. Бондаревой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016.
 Карты развития детей от 0 до 3 лет. – М.: Издательство «Национальное
образование», 2017.
 Карты развития детей от 3 до 7 лет. – М.: Издательство «Национальное
образование», 2017.
 Инструментарий проведения педагогической диагностики развития детей 3 -7 лет. –
М.: Методические рекомендации по применению инструментария оценки качества
дошкольного образования Федерального института развития образования
РАНХиГС, 2019. (Оценка развития инициативы старших дошкольников в различных
видах деятельности).



Внутренняя оценка (самооценка организации) проводится с использованием:
Шкал для комплексного мониторинга качества дошкольного образования детей от 3
до 7 лет РФ – М.: Издательство «Национальное образование», 2020.

Внешняя оценка проводится путем анкетирования родителей и заинтересованных
лиц. Анкета удовлетворенности качеством образовательных услуг разрабатывается
Организацией самостоятельно.
3.6. По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы в формах,
соответствующих целям и задачам конкретных исследований. Материалы включают
аналитическую информацию и предложения по вопросам, решение которых находится в
компетенции образовательной организации.
Перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу в МАДОУ «Умка»:
 обеспечение доступности дошкольного образования;
 содержание образовательной деятельности и организация образовательного
процесса по общеобразовательным программам дошкольного образования;
 кадровое обеспечение;
 материально-техническое и информационное обеспечение по программам
дошкольного образования;
 состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
 создание безопасных условий при организации образовательного процесса в
МАДОУ «Умка».
3.7. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных
технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации.
Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством
печатных и электронных баз данных. Срок хранения материалов – 5 лет.
Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации:
 основным потребителям результатов системы оценки качества образования;
 средствам массовой информации через публичный доклад заведующего;
 размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на
официальном сайте МАДОУ «Умка».

Приложение 1.
Система внутреннего мониторинга качества образования в МАДОУ «Умка».

1

2

3

Критерий
(индикатор)
Обеспечение
доступности
дошкольного
образования

Содержание
образовательной
деятельности и
организация
образовательного
процесса по
образовательным
программам
дошкольного
образования

Кадровое
обеспечение
дошкольной
образовательной
организации

Показатель

Примечания

 Количество граждан в возрасте
от 1 до 7-8 лет, которым
предоставлено общедоступное и
бесплатное дошкольное образование
 Средняя наполняемость
дошкольных групп

Средняя наполняемость групп
для детей раннего возраста
 Соответствие содержания ООП
ДО ФГОС ДО
 Эффективное использование
современных образовательных
технологий
 Наличие учебно-методического
комплекса в соответствии с
реализуемыми программами
 Доля воспитанников, принявших
участие в муниципальных,
областных, всероссийских конкурсах
 Наличие в ДОО психологопедагогического сопровождения
детей с особой жизненной ситуацией
развития
 Удовлетворенность родителей
(законных представителей)
качеством предоставляемых
образовательных услуг
 Заполнение индивидуальных
Карт развития ребенка
 Протоколирование результатов
наблюдения за развитием детей

Сведения о деятельности
ДОУ по форме 85-К


Доля укомплектованности
педагогическими кадрами
 Характеристика по уровню
образования
 Доля педагогических кадров с
высшим профессиональным
образованием от общего числа
педагогов
 Характеристика по стажу
работы
 Доля педагогов, прошедших
курсовую переподготовку не менее
одного раза в три года.
 Доля педагогов, принявших
участие в муниципальных,
областных, всероссийских

Отчет об исполнении
муниципального задания

Отчет об исполнении
муниципального задания
Мониторинг посещаемости
Самообследование
Грамоты, сертификаты
Паспорта групп, залов,
кружковых и
методического кабинета
Опросы и анкетирование
родителей
Карты развития, оценочные
таблицы текущего уровня
развития ребенка, сводные
таблицы изменений в
развитии ребенка

Самообследование.
Методы: изучение
документов, анализ,
самооценка, самоанализ,
тестирование,
анкетирование, беседа,
наблюдение, контроль,
аттестация

4

5

6

Материальнотехническое и
информационное
обеспечение

Состояние
здоровья лиц,
обучающихся по
программам
дошкольного
образования

Создание
безопасных
условий при
организации
образовательного
процесса

конкурсах, фестивалях и т. д.

Участие педагогов в составе
жюри, экспертных группах и т.д.

Результативное участие в
смотрах, конкурсах
 Состояние здания, территории
ДОО
 Соответствие развивающей
предметно-пространственной среды
требованиям ФГОС ДО
(содержательно-насыщенная,
трансформируемая,
полифункциональная, вариативная,
доступная и безопасная)
 Использование современного
оборудования, ТСО и игровых
материалов нового поколения

Наличие информации на сайте
ОУ

Отсутствие случаев детского
травматизма во время пребывания в
ДОО

Соблюдение санитарногигиенического режима

Наблюдение и контроль за
состоянием психофизического
здоровья детей

Отсутствие отрицательной
динамики карантинов по
инфекционным заболеваниям

Снижение количества
заболеваний детей

Наличие охранно-пожарной
сигнализации.

Наличие нормативноправовой базы для обеспечения
безопасности воспитанников и
работников

Наличие (отсутствие)
вынесенных предписаний со стороны
органов противопожарной
безопасности, инспекции по охране
труда

Состояние оборудования
помещений для работы с детьми

Самообследование
Смотры-конкурс
Примерные перечни
содержания РП по
возрастным группам
Паспорта групп, залов,
кружковых и
методического кабинета

Самообследование.
Отсутствие (наличие)
предписаний органов
надзора
Программа здоровья,
система физкультурнооздоровительной работы,
закаливания
Мониторинг
заболеваемости
Самообследование
Инструкции
Планы работы

Приложение 2.
Критерии и показатели оценки развития инициативы старших дошкольников в различных
видах деятельности
При оперативном фиксировании педагогом данных показателей и их интерпретации
появляется возможность использовать результаты наблюдений за детьми в проектировании
образовательного процесса.
Данный инструментарий педагогической диагностики позволяет:
•
наглядно определять место ребенка в группе и всей группы в нормативном
пространстве развития – во всем возрастном диапазоне (видеть отставание и опережение);
•
выделять основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали),
используя простой и доступный язык наблюдения (без обращения к специальным
диагностическим процедурам);
•
позволяет воспитателям осуществлять гибкое проектирование образовательного
процесса «под группу».
Разработаны критерии и показатели развития инициативы старших дошкольников в
различных видах деятельности. Критериями были выбраны основные виды инициативы
детей: творческая инициатива, инициатива как целеполагание и волевое усилие,
коммуникативная инициатива, познавательная инициатива.
Уровни
Критерии

Творческая
инициатива
(сюжетная игра)

Инициатива как
целеполагание и
волевое усилие

Показатели

Высокий
(2 балла)

Средний
(1 балл)

Низкий
(0 баллов)

1. Полнота игрового
замысла

Полнота игрового Полнота игрового Полнота игрового
замысла вполне замысла не вполне замысла
достаточная
достаточная
недостаточная

2. Полнота
воплощения замысла в
речи или в предметном
макете воображаемого
«мира»

Полнота
воплощения
замысла в речи
или в предметном
макете
воображаемого
«мира» вполне
достаточная

Полнота
Полнота воплощения
воплощения
замысла в речи или в
замысла в речи или предметном макете
в предметном
воображаемого
макете
«мира»
воображаемого
недостаточная
«мира» не вполне
достаточная

3. Полнота постановки Полнота
намерения - цели
постановки
деятельности
намерения - цели
деятельности
достаточная

Полнота
постановки
намерения - цели
деятельности не
вполне
достаточная

Полнота постановки
намерения - цели
деятельности
недостаточная

4. Отношение к
результату
деятельности

Результат
деятельности
оценивает
адекватно
ситуативно

Результат
деятельности
оценивает адекватно
редко

5. Организация
Коммуникативная
диалога со
инициатива
сверстниками

Результат
деятельности
адекватно
оценивает всегда

Всегда сам
Ситуативно
Редко организует
организует диалог организует диалог диалог со
со сверстниками со сверстниками сверстниками

6. Инициирование и
Всегда сам
организация действия инициирует и
2-3 сверстников
организует
действия 2-3
сверстников

Ситуативно
инициирует и
организует
действия 2-3
сверстников

7. Задает вопросы об
отвлеченных вещах

В основном
всегда задаёт
вопросы об
отвлеченных
вещах

Ситуативно задаёт Редко задает вопросы
вопросы об
об отвлеченных
отвлеченных
вещах
вещах

Проявление
интереса к
символическим
языкам вполне
достаточное

Проявление
интереса к
символическим
языкам не вполне
достаточное

Познавательная
инициатива
(любознательность) 8. Проявление
интереса к
символическим
языкам(графические
схемы, письмо)

Редко инициирует и
организует действия
2-3 сверстников

Проявление интереса
к символическим
языкам
недостаточное

По методике А. А. Кыверялга определены следующие интервалы: низкий от 0 до 5
баллов, средний – от 6 до 13 баллов и высокий – от 14 до 18 баллов.
Описание критериев оценки развития инициативы старших дошкольников в
различных видах деятельности:
Творческая инициатива
- Дети с высоким уровнем развития инициативы. Эти дети имеют различные игровые
замыслы; активно строят предметную обстановку «под свой замысел»; замысел также часто
воплощается в речи (придумывание историй) или на предметном макете воображаемого
«мира» (с мелкими игрушками-персонажами).
- Дети со средним уровнем развития инициативы. Эти дети имеют первоначальный
замысел, активно ищут или переделывают готовую игровую обстановку; активно не только
действуют, но и вступают в диалог.
- Дети с низким уровнем развития инициативы. Эти дети активно связывают по
смыслу условные действия, содержание которых зависит от игровой обстановки в группе;
они не используют предметы-заместили.
Инициатива как целеполагание и волевое усилие
- Дети с высоким уровнем развития инициативы. У этих детей выстраивается
конкретное намерение-цель; работают над материалом в соответствии с целью; конечный
результат фиксируется, демонстрируется или уничтожается.
- Дети со средним уровнем развития инициативы. Эти дети также ставят перед собой
конкретное намерение-цель; результат фиксируется, но их удовлетворяет абсолютно любой
результат.
- Дети с низким уровнем развития инициативы. Эти дети включаются в процесс чужой
деятельности без собственной поставленной цели; завершение процесса определяется
исчерпанием материала, времени или потерей интереса.
Коммуникативная инициатива
- Дети с высоким уровнем развития инициативы. Эти дети организуют действия
сверстников, объясняют другим свой замысел, цели, планируют и координирует несколько
начальных действий («Давайте играть..., рисовать..., лепить…»); легко начинают диалог в
конкретной деятельности; могут инициировать или поддержать простой диалог со
сверстником на отвлечённую тему в процессе основной деятельности.
- Дети со средним уровнем развития инициативы. Эти дети намеренно привлекают
определённого сверстника (друга) к совместной деятельности с опорой на предмет и
одновременным пояснением замысла, цели; поддерживают начатый диалог в конкретной
заданной деятельности.

- Дети с низким уровнем развития инициативы. Эти дети привлекают внимание
сверстника к своим действиям, но не стараются, чтобы сверстник понял, что нужно делать;
также выступает как активный наблюдатель - пристраиваются к уже действующим
собеседникам, но почти не учувствует в диалоге.
Познавательная инициатива (любознательность)
- Дети с высоким уровнем развития инициативы. Эти дети задают вопросы,
касающиеся предметов и явлений (Как? Почему?); проявляют интерес к познавательной
литературе (энциклопедии), к символическим языкам; самостоятельно делают что-то по
графическим схемам (лепить, конструировать), составляют карты, схемы, записывают
истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
- Дети со средним уровнем развития инициативы. Эти дети сопровождают вопросами
своё исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); имеет намерение узнать чтото относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Почему так?»).
- Дети с низким уровнем развития инициативы. Эти дети замечают новые предметы в
окружении и проявляет интерес к ним; многократно повторяет действия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».